Навигационный калькулятор для авиации

топ 100 блогов sfrolov16.06.2021 Навигационный калькулятор для авиации

Очень необычный вычислительный комплекс для автоматизации специализированных расчётов на базе калькулятора Hewlett Packard HP-48GX. Признаться, я даже не мог себе представить, что такое возможно.
Этот комплекс предназначен для штурманских расчетов при полёте на самолётах.
Всё было бы ничего, но самолеты эти - военные. Этот комплекс - для МиГ-29, но судя по описанию, были и версии для других самолётов, например, СУ-27.


Навигационный калькулятор для авиации

Специально сделанная коробочка. На коробочке имеется что-то вроде логотипа изготовителя с названием "BEBE".

Навигационный калькулятор для авиации

В коробочке имеется сам калькулятор, доки и ремень для переноски.

Навигационный калькулятор для авиации

Калькулятор HP-48GX, когда появился в начале 1990-х годов, был самым мощным калькулятором. Сделать на нём свои программы было очень заманчиво.

Навигационный калькулятор для авиации

Программы комплекса записаны на карту внешней памяти ёмкостью 128 килобайт. По меркам 90-х годов 128 килобайт в калькуляторе, - более чем достаточно. В калькуляторе основная память - ещё 128 килобайт.

Навигационный калькулятор для авиации

Специальная маркировка. Серийный номер очень маленький. Видно, что карта эксплуатировалась в 1994-м и 1996-м годах.
В те годы было принято хранить программы такого объема в энергонезависимом ОЗУ на батарейках. Всё было бы хорошо, но за 25 лет батарейка, к сожалению, села. Программы не сохранились, и эксплуатировать комплекс по назначению не получится.

Навигационный калькулятор для авиации

А так - есть доки, по которым можно примерно прикинуть объём решаемых задач. Программы относились к штурманским задачам организации полёта.

Навигационный калькулятор для авиации

Менюшки. Интересно, как они делали кириллицу.

Навигационный калькулятор для авиации

Навигационный калькулятор для авиации

И пара примеров решения задач.

У меня нет информации, как этот комплекс вёл себя в войсках, эксплуатировался ли на реальных самолётах и как долго.
Возможно, это только опытная разработка, которая осталась в виде разработки. В доках нет штампиков приёмки заказчика, только ОТК.

Ещё интересно, как комплекс вёл себя на высоте, особенно при отрицательных температурах и прочими особенностями эксплуатации.
ЖКИ ведь не будет работать на морозе. А если перепады давления?

В любом случае очень интересная разработка. Приспосабливать американское оборудование к советской технике, к тому же военной, - идея очень смелая.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ездил в деревню к тёще. Погрузился в пошарпанный блестящий вагон с грязными белоснежными занавесками на окнах, застелил неудобный мягкий диван и забылся беспокойным сном под равномерный стук колёс. Утром проснулся тоже под стук колёс. За окном проплывали унылые поля Ростовской области, ...
...и именно ими в начале 90-х восхищались в США и Европе. А я восхищался людьми. Вспоминаю вновь как я в 1989 году смог каким-то чудом упорхнуть в Данию, родину многих моих родных по маме. Я ж там оказался среди своих. Это был шок! Не подберу слова. Датчане - высокие, стройные, русые, с ...
В Советском Союзе за экономику отвечали главы правительства (Совета народных комиссаров, с 1946 года — Совета министров). Соответствующие должности занимали и Ленин, и Сталин, и Хрущёв. Брежнев такое бремя на себя взваливать не стал, переложив его сначала на Косыгина, а затем на Тихонова. ...
Есть события, которые длятся всего одну секунду, или даже меньше. Мне иногда хочется рассмотреть, что же происходит или произошло в это мгновение.Неделю назад эти люди находились в одном месте, и каждый, практически в одно и тоже время, занимался ...
Быть всенародно знаменитым молодыми людьми - непросто. А если ты не просто известен, но еще и любим, то тогда и вовсе... Только дружеская поддержка и спасает... А что? Тут все просто: сначала один проводит свою работу с электоратом... Потом же - ...