Натура

* * *
Как известно, Шарлотта Бронти (рус. искаж. Бронте) изначально, в 1847 году выпустила этот роман под мужским псевдонимом "Каррер Белл"; сестры Шарлотты публиковались как "Эллис Белл" и "Эктон Белл" — это было общее решение, потому что все они ощущали, что на романы, написанные женщинами, станут смотреть с некоторым предубеждением.
На "Джейн Эйр" немедленно были написаны всяческие отзывы, и самый громкий принадлежал критикессе Элизабет Ригби. Напечатан он был в журнале Quarterly Review. Это очень длинный текст, в котором Ригби всячески "Джейн Эйр" поносит и разделывает под орех. Среди прочего обсуждаются и слухи, что книгу на самом деле написала женщина. Элизабет Ригби решительно отметает эту возможность, отмечая, что придумать столь ненатуральную героиню ни одна женщина не смогла бы — на такое способен только невежественный мужик, не понимающий женских сердец.
Проблема в том, что Элизабет Ригби опубликовала рецензию анонимно — так тогда было принято. Но поскольку среди критиков женщин было исчерпывающе мало, и смотрели на них, сюрприз, с предубеждением, Ригби внутри своего отзыва тоже всячески делает вид, что она — мужик. По правилам этой игры она не может сказать, что героиня написана ненатурально, "потому что я, женщина, так думаю". Поэтому она, изображая мужика, ссылается на воображаемую знакомую: "...a lady friend, whom we are always happy to consult, assures us..." — "...заверяет нас подруга-леди, с которой мы всегда счастливы проконсультироваться..."
Иначе говоря, Элизабет Ригби и Шарлотта Бронте вступают в такой вот культурный диалог своими текстами, но обе они — в мужских масках. И обе понятия не имеют, что за текстом оппонента скрывается точно такая же женщина.
(С)
* * *
Помнится, в обсуждении моего эксперимента с Джеком Лондоном была одна комментаторша, которая активно доказывала, что критики правы и мужские образы у меня ну совершенно не натуральные. Она, правда, свой пол не скрывала, просто подпевала комментаторам-мужчинам. Как она потом призналась в своем посте, написанном после того, как поднялся хай, это ей посоветовала подруга - мол, нынче в самиздате бал правят мужчины и надо им во всем поддакивать, чтобы тебя приняли.
Тут, конечно, вышло еще круче. Женщина прикинулась мужчиной, чтобы разгромить мужчину, который оказался женщиной, которая прикинулась мужчиной. Лепота.