Натарайя

Под катом крупный фрагмент из книги Олдоса Хаксли "Остров". Я
взял этот текст как отличный пример типовых интеллигентских
рассуждений о сути реальности.
Вот это вот умилённое, благостное сюсюканье - "о, весь мир лишь
игра, всё будет хорошо, это всё понарошку".
Интересно, а Хаксли был способен думать, примерно, так: "Игра -
лишь отражение некой реальности. Она- порождение (какой-то)
реальности. Игра, это лишь подражание. И если мы видим игру, то
следует задуматься о том, какая реальность стала её причиной. И
когда кто-то объявляет всю деятельность богов игрой, он, если он
интеллектуально честен, должен указать на причину, побуждающую их
играть".
Я постоянно так думаю. Но, видимо, лишь я один.
======================================================
О. Хаксли, "Остров", фрагмент
Вглядитесь пристально, — настаивал доктор Роберт, — еще
пристальней, — Выдержав паузу, он продолжал: — Шива танцует сразу
во всех мирах. Первый мир — это мир материальный. Поглядите на
светящийся круг, символ огня, в котором танцует бог. Круг этот
означает природу, мир массы и энергии. В нем Шива-Натарайя танцует
танец бесконечного возникновения и уничтожения. Это его лила, его
космическая игра. Он, как дитя, играет ради самой игры. Но это дитя
представляет собой Мировой Порядок. Его игрушки — галактика,
площадка для игры — бесконечное пространство, и каждый палец
находится от другого на расстоянии в тысячи миллионов световых лет.
Взгляните на фигурку на алтаре. Она создана человеком, и
представляет собой всего лишь слиток меди в четыре фута высотой. Но
Шива-Натарайя заполняет вселенную, он сам — эта вселенная. Закройте
глаза и представьте его, возвышающегося в ночи, простирающего руки
на безграничные расстояния, с волосами, разметавшимися в
бесконечных пределах. Натараия играет и среди звезд, и в атомах. Но
он играет также, — добавил доктор Роберт, — в каждом живом
существе, в каждой чувствующей твари, в каждом ребенке, каждом
мужчине, каждой женщине. Игра ради игры. Он играет в нашем
сознании, в нашей способности страдать. Нас поражает эта игра без
цели, нам бы хотелось, чтобы Бог никогда не разрушал свои творенья.
Или пусть справедливый Бог уничтожит боль и смерть, накажет злых и
наградит добрых вечным счастьем. Добрые страдают, невинные
мучаются. Так пусть же Бог будет сочувствующим, пусть он утешит
нас. Но Натараия только танцует. Это бесстрастная игра в жизнь и
смерть, в добро и зло. В верхней правой руке он держит барабан,
которым вызывает бытие из небытия. Там-тара-рам — сигналит зорю
творенья, отбивает космическую побудку. Но взгляните на верхнюю
руку. В ней он держит пламя, которым уничтожит сотворенное им. Он
танцует первый танец — о, какое счастье! Он танцует другой — о,
какая мука! Какой страх, какое одиночество! Прыжки, скачки,
подлеты. Скачок — из полноты жизни в ничто смерти, и обратно, из
ничто смерти — в полноту жизни. Натараия весь в игре, он играет
ради игры, бесцельно и вечно. Он танцует ради того, чтобы
танцевать, танец — его маха-сукха, его беспредельное, вечное
блаженство. Вечное Блаженство, — повторил доктор Роберт, и тут же
переспросил: — Вечное Блаженство? — Он покачал головой. — Для нас
это не блаженство, но только колебание меж счастьем и ужасом и
возмущением при мысли, что наши страдания — такое же па танца
Натарайи, как наши удовольствия, как жизнь или смерть. Давайте над
этим немного поразмыслим. Несколько секунд прошло в глубоком
молчании. Вдруг одна из девушек разрыдалась. Виджайя подошел к ней
и, опустившись рядом на колени, положил ей руку на плечо. Рыдания
затихли. — Страдания, болезни, — вновь заговорил доктор Роберт, —
старость, одряхление, смерть. «Я покажу вам страдания». Но Будда
показал нам не только страдания. Он показал нам конец страданий. —
Шиванаяма! — победно воскликнул старый священник. — Откройте глаза
и взгляните на Натарайю, стоящего на алтаре. Смотрите внимательно.
В верхней правой руке он держит барабан, который призывает мир из
небытия к жизни, а в левой — разрушающий огонь. Жизнь и смерть,
порядок и разрушение при полном бесстрастии. Но взгляните на другую
пару рук Шивы. Нижняя правая рука поднята вверх, ладонь повернута
наружу. Что означает этот жест? Бог словно бы говорит: «Не бойтесь,
все в порядке»! Но как нам перестать бояться? Как поверить, что зло
и страдания хороши, когда столь очевидно, что они плохи? У Натарайи
есть ответ. Посмотрите на его нижнюю левую руку. Он указывает ею
вниз, себе под ноги. Но что у него под ногами? Приглядитесь
внимательней, и вы увидите, что правой ногой он попирает ужасное
существо — демона Муйалаку. Злобный могущественный карлик Муйалака
воплощает собой невежество, жадное, собственническое «я». Наступите
на него и растопчите! Как раз это и делает Натарайя, топчет
маленького уродца правой ногой. Но не туда указывает его палец.
Палец его указывает на левую ногу, которая приподнята в танце.
Почему же Натарайя указывает на нее? Почему? Она приподнята над
землей, свободна от силы притяжения — это символ выхода,
освобождения, мокша. Натарайя танцует во всех мирах сразу — в
физическом и химическом, в мире обыденного человеческого
существования и в мире Единого, в мире Разума, мире Чистого Света.
А теперь, — сказал доктор Роберт, немного помолчав, — я хочу, чтобы
вы взглянули на другую статую, изображающую Шиву вместе с богиней.
Взгляните на них, озаренных светом в этой нише. А затем закройте
глаза и представьте их вновь — сияющих, живых, великолепных. Как
прекрасно! И какой глубокий смысл кроется в их нежности! Что за
мудрость — превыше всякой словесной мудрости — в этом опыте
духовного слияния и искупления! Вечность сочетается со временем.
Единый вступает в брак со множеством, относительное становится
абсолютным, сочетаясь с Единым. Нирвана совпадает с самсарой,
природа Будды воплощается во времени, материи и чувстве.

|
</> |