«Настоящий Ленфильм». Неизвестные фотографии советских кинозвёзд из архива
picturehistory — 31.05.2018Актёры Олег Борисов, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Майя Булгакова. Фотография к фильму «Женитьба», режиссёр Виталий Мельников, 1977 год
Фотографы советских кинофабрик не становились знаменитыми: профессия считалась сугубо прикладной, имя автора под рекламными «кадрами из фильмов» не упоминалось. Поэтому и фотограф-художник Самоэль (Элик) Кацев – яркий и талантливый мастер, легенда «Ленфильма» – почти не известен за пределами студии.
Самоэль Ильич Кацев (1945—2003) проработал на «Ленфильме» штатным фотографом 15 лет, начиная с 1977 года. В СССР эта профессия считалась сугубо прикладной, утилитарной, и фамилии авторов под снимками (например, в «Советском экране») не указывались, поэтому Кацев был неизвестен широкой публике. Но он превратил ремесло в искусство: вроде бы техническая съемка в исполнении Кацева стала по-настоящему художественной.
Олег Борисов, Светлана Крючкова, Алексей Петренко
Светлана Крючкова и Алексей Петренко
Биография Кацева (1945 - 2003) укладывается в несколько строк. В 16 лет - поступление в «фотографическое» профтехучилище, затем работа в бытовом ателье. Желание снимать всерьез приводит на «Ленфильм». Сначала его принимают только такелажником, потом Кацев дослужился до и. о. ассистента оператора, наконец, в 1977 году - оператор-постановщик Юрий Векслер берет Кацева художником-фотографом на съемки фильма режиссера Виталия Мельникова «Женитьба». Начинаются лучшие годы Элика, как звали его на «Ленфильме» и в окрестностях, - фотопробы, фото во время съемок для архива киностудии, фото актеров для рекламных пакетов фильмов, выходящих в прокат. В портфолио Кацева - 40 (!) кинолент, включая культовые «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пацаны», «Анюта»...
В 1990 году закрывают фотоцех «Ленфильма», распавшегося на несколько мелких студий. Съемка для архивов никому не нужна. Кацев вынужден уйти и работать в обычном ателье по печати любительских снимков. Уход из профессии наверняка сильно сократил ему жизнь.
Самоэль Кацев. Автопортрет, 1976 год
Кацев побывал с фотоаппаратом на съемочной площадке более чем полусотни фильмов. Некоторые стали классикой отечественного кино, другие почти забыты; вот самый краткий список: «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина (1971, «Экран»), «Женитьба» Виталия Мельникова (1977), «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова (1978), «Соловей» Надежды Кошеверовой (1979), «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова (1979), «Анюта» Александра Белинского (1982), «Пацаны» Динары Асановой (1983), «Зимняя вишня» Игоря Масленникова (1985), «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина (1986), «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова (1986), «Спаси и сохрани» Александра Сокурова (1989), «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана (1993).
Однако Самоэль Кацев оказался значительнее роли, предписанной штатным расписанием. Он не ограничивался работой на кинокартине и по заданиям начальника фотоцеха, а бесконечно и неустанно портретировал — актеров, режиссеров, художников, операторов… Теперь, когда прежнего «Ленфильма» нет, фотографии Кацева поистине бесценны. В них мы видим не советско-бодрый, не глянцево-коммерческий, не парадно-заказной, а полный тревожного драматизма и сострадательной любви коллективный портрет уникальной киностудии.
Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан в дар РОСФОТО Тамарой Сеферян, его женой. К сожалению, многие работы по разным причинам утрачены еще при жизни фотографа. Предстоит большой труд по идентификации изображений, составлению каталога, введению работ этого мастера в культурный контекст.
Владимир Высоцкий на съемках фильма «Интервенция», 1967 год
Фото: Самоэль Кацев
«Интервенцию» Геннадий Полока снимал к 50-летию Октябрьской революции по мотивам одноименной пьесы Льва Славина (ее театральная премьера состоялась в мае 1967 года, вскоре после начала работы над фильмом). Полока решил сделать кино в революционной эстетике театральных опытов Мейерхольда — как уличный театр, как эксцентричную буффонаду. В результате производство фильма задержалось, и к 50-летию революции его сдать не удалось, и он был закончен только в июне 1968 года. «Интервенция» (фильм тогда был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас») не понравилась ни Славину, ни худсовету «Ленфильма», ни председателю Госкино Романову, ни Брежневу. Фильм отправился на полку и вышел только в 1987 году. На фото Высоцкий репетирует эпизод, который предшествует сцене с песней «Деревянные костюмы». В окончательный монтаж он не вошел.
Олег Янковский на съемках фильма «Полковник в отставке». 1975 год / Фото: Самоэль Кацев
К моменту работы над фильмом Игоря Шешукова Янковский уже был известным артистом, но еще не сыграл в телевизионных хитах Захарова, превративших его в суперзвезду. Зрители знали его по ролям в фильмах «Служили два товарища», «Зеркало» и «Премия». «Полковник в отставке» был полнометражным дебютом Шешукова. В основе картины — роман Владимира Дягилева «Вечное дерево». Янковский играет сына главного героя — бывшего полковника, который устроился на завод и решил заняться воспитанием молодых рабочих.
Андрей Вознесенский. 1983 год / Фото: Самоэль Кацев
Поэт Андрей Вознесенский изредка сам снимался в кино, но чаще в фильмах звучали песни на его стихи. Например, в финале ленфильмовской картины Владимира Чумака «Ты должен жить» о конце Великой Отечественной войны Вознесенский за кадром читает свой «Реквием» («Возложите на море венки...»)
Евгений Леонов на съемках фильма «Женитьба». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
«Женитьбу» по Гоголю Виталий Мельников создал в свой золотой период. К середине 1970-х он уже был народным режиссером с хитами «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева» и, конечно, «Старший сын», где одну из своих лучших ролей в кино сыграл Евгений Леонов. После этого триумфа Мельников просто не мог не позвать Леонова в свой следующий фильм, пусть и на роль второго плана — Бальтазара Бальтазаровича.
Сергей Никоненко, рабочий момент съемок фильма «Ты должен жить». 1980 год / Фото: Самоэль Кацев
«Ты должен жить» — единственная режиссерская работа Владимира Чумака, выдающегося оператора (снятые им «Премия» и «Вдовы» Сергея Микаэляна вошли в историю советского кино). Фильм поставлен по повести «Майские ветры» о полевом аэродроме, где расположился полк штурмовой авиации и служит команда молодых девушек. В фильме, кроме Никоненко, снялось много известных актеров: Ирина Муравьева, Евгений Стеблов, Игорь Кваша.
Алексей Петренко на съемках фильма «Беда». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
Динара Асанова — одна из самых мощных режиссеров позднего советского кино, хотя ее имя и не так уж известно сегодня. А «Беда» — самая недооцененная картина в ее фильмографии (современному зрителю вообще еще предстоит открыть Асанову заново). Алексей Петренко играет здесь Славу Кулигина, обычного сварщика-абьюзера, который на глазах зрителя спивается, мучает жену и мать, а потом попадает в колонию. На фото Кацева актер стоит на фоне стены одного из корпусов во дворе «Ленфильма».
Михаил Козаков. Фотопробы к фильму «Комедия ошибок». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
Режиссер Вадим Гаузнер снимал «Комедию ошибок» по мотивам Шекспира, причем сценарий фильма написал сам Фридрих Горенштейн, культовая фигура советской литературы. Самоэль Кацев потом вспоминал: «Гаузнер сказал: „Сними как умеешь“. То есть впервые заставил думать. Предоставил мне актера — и все». У Михаила Козакова в «Комедии» главная роль.
Гаузнер позвал Кацева фотографом и на свою следующую картину «Куда исчез Фоменко?».
Александр Демьяненко на съемках фильма «Соловей». 1979 год / Фото: Самоэля Кацева
На одном только «Ленфильме» Демьяненко проработал более чем в полусотне картин, а его полная фильмография включает в себя почти 300 названий. Где-то он играл сам, где-то был актером дубляжа — говорил, среди прочих, за Донатаса Баниониса и Жан-Поля Бельмондо. А страна помнила его только как Шурика из гайдаевских комедий. В забытой музыкальной сказке-притче Надежды Кошеверовой «Соловей» его героя зовут Механикус, и он здесь отдаленно напоминает своего персонажа из «Ивана Васильевича».
Владимир Меньшов на съемках фильма «Под одним небом». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев
«Под одним небом» — советско-болгарский фильм Искандера Хамраева о дружбе двух руководителей крупного леспромхоза на Крайнем Севере. Владимир Меньшов к этому моменту уже снял «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит», его следующая картина «Любовь и голуби» тоже станет народным хитом на многие годы. А фильм «Под одним небом» будут помнить только специалисты. Зато какое красивое фото
Ролан Быков. Фотопроба к фильму «Куда исчез Фоменко?». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев
C 1958 по 1995 год на «Ленфильме» сделано 23 картины с участием Ролана Быкова, включая такие шедевры, как «Шинель» Баталова, «Мертвый сезон» и полочная «Проверка на дорогах». А вот комедию «Куда исчез Фоменко?» Быков вспоминал с неудовольствием: роль начальника цеха Манечкина он и режиссер картины Вадим Гаузнер трактовали по-разному.
Наталья Андрейченко. Фотопроба к фильму «Жизнь Клима Самгина». 1985 год / Фото: Самоэль Кацев
Секс-символ советского кино, Наталья Само Совершенство Андрейченко не раз попадала в кадр Самоэля Кацева. Здесь она пробуется на роль Алины Телепневой в многосерийный фильм Виктора Титова по роману Горького. Но роль в итоге достанется более молодой Наталье Лапиной.
Олег Даль и Ирина Купченко. 1979 год / Фото: Самоэль Кацев
Двойной портрет сделан на съемках двухсерийного телефильма Мельникова «Отпуск в сентябре» (картина была запрещена и вышла только в 1987 году). Олег Даль был любимцем «Ленфильма». За 14 лет, с 1966 по 1980 год, он сыграл здесь в 14 фильмах, в том числе Шута в «Короле Лире» Григория Козинцева. Ирина Купченко в 1979-м уже всесоюзно знаменита по «Звезде пленительного счастья» (сыграла княгиню Трубецкую) и «Чужим письмам» Авербаха (главная роль — учительница Вера Ивановна). Тогда Купченко и не могла себе представить, что через 40 лет снова сыграет училку, но уже берущую в руки пистолет.
Валентин Гафт и Михаил Боярский на съемках фильма «Таможня». 1982 год / Фото: Самоэль Кацев
К моменту съемок в детективе о контрабандистах на советском теплоходе Гафт и Боярский были уже звездами всесоюзного масштаба. А институт звезд в СССР работал. Сейчас трудно поверить, но у этого фильма Александра Муратова (наиболее известен по боевику «...По прозвищу Зверь») был огромный успех, в кинотеатрах его посмотрело более 20 миллионов человек. Для сравнения: у сегодняшнего суперхита «Движение вверх» было около 12 миллионов зрителей.
Самоэль Кацев и Василий Ливанов. 1983 год / Фото: Тамара Сеферян
Съемки эпопеи о Холмсе и Ватсоне шли с 1979 по 1986 год. Сколько фотографий сделал к этой картине Кацев, точно не известно — сохранились немногие снимки. Но снятый Кацевым портрет Ливанова в роли Холмса стал эмблематичным для экранизации и неоднократно воспроизводился в разных медиа. А это фото — редкий случай, когда Кацев сам в кадре с тем, кого обычно снимает. Как будто это он пробуется на роль Ватсона.
Александр Збруев, Марина Неелова, Мария Каленская на съемках фильма «Ты у меня одна». 1993 год / Фото: Самоэль Кацев
«Ты у меня одна» — популярная мелодрама Дмитрия Астрахана, в которой решается до сих пор актуальный для России вопрос: оставаться в стране или валить в эмиграцию? У главного героя дополнительная мотивация уезжать — хорошо устроившаяся за границей первая любовь. Стоит ли ради нее и западной роскоши бросить семью и российскую нищету? Збруев за главную роль в фильме получил приз на «Кинотавре».
Иннокентий Смоктуновский. 1984 год / Фото: Самоэль Кацев
Неизвестно, по какому поводу сделана эта фотография (возможно, во время подготовки к съемкам очередной серии «Шерлока Холмса»), но перчатки Смоктуновского — с мехом наружу, леопардового окраса — выглядят настолько безумно, что пройти мимо этого образа невозможно. Смоктуновский к тому времени был настолько большой звездой, что мог позволить даже ироничные камео, как в фильме «Москва слезам не верит», где он играет себя же, но молодого и пока никому не известного.
Наталья Горленко, Булат Окуджава, Александр Володин. 1985 год / Фото: Самоэль Кацев
Окуджаву и «Ленфильм» связывает многолетнее сотрудничество и два десятка картин, в которых звучит его музыка. Окуджава вместе с Владимиром Мотылем написал сценарий важного для студии фильма «Женя, Женечка и „Катюша“», снялся в «Ключе без права передачи» Динары Асановой и еще в трех ленфильмовских картинах. Этот тройной портрет, вероятно, сделан на вечере в клубе бардовской песни «Восток» 2 апреля 1985 года.
Кира Муратова. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
Как известно, Кира Муратова почти все свои фильмы снимала на «Одесской киностудии». Хотя были и исключения. Через шесть лет после запрета «Долгих проводов» (1971) ей сумели выбить постановку на «Ленфильме», но картина «Познавая белый свет» (1978) тоже встретила ожесточенное противодействие начальства. Муратова вернулась в Одессу. В 1987 году ее фильмы были сняты с полки, и Муратова снова начала активно работать. «Астенический синдром» она завершала в сентябре 1989-го в тон-ателье «Ленфильма». Вероятно, тогда же и позировала Кацеву.
Рустам Хамдамов на съемках фильма «Анна Карамазофф». 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
«Анна Карамазофф» — легендарный и проклятый фильм Рустама Хамдамова с Жанной Моро в главной роли (из-за конфликта Хамдамова с продюсером и самой Моро фильм был положен в сейф сразу после каннского показа; с тех пор «Анну» никто не видел в кино). История возвращения женщины из сталинских лагерей в Ленинград осенью 1949 года, естественно, снималась и в Ленинграде.
Ингеборга Дапкунайте на съемках фильма «Циники». 1991 год / Фото: Самоэль Кацев
«Циники» — фильм Дмитрия Месхиева по мотивам романа Анатолия Мариенгофа про интересные нравы петербуржцев времен Гражданской войны и НЭПа (сексуальная революция, психологические травмы, подпольные миллионеры и ВЧК). Роман был написан в конце 1920-х, но в СССР вышел только в перестройку. За эту роль Дапкунайте получила премию «Золотой овен».
Александр Абдулов и Леонид Ярмольник / Фото: Самоэль Кацев
Загадочный снимок. Абсолютные звезды Абдулов и Ярмольник встретились на съемочной площадке «Ленфильма» всего однажды — в режиссерском дебюте первого «Бременские музыканты & Со» (2000), который снимался в том числе и в павильонах «Ленфильма». Вероятно, Самоэль Кацев сделал эту фотографию во время какого-нибудь киносмотра (неслучайно Ярмольник при бабочке, а Абдулов – весь в белом). В пользу этой догадки и знаменитый оператор Павел Лебешев, который стоит между актерами.
Марина Влади. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
В 1989 году Марина Влади побывала в нескольких российских городах, где представляла свою книгу «Владимир, или Прерванный полет». Эти встречи фиксировал для своей документальной картины «Постскриптум» (1992) режиссер Петр Солдатенков, который много снимал Высоцкого в 1970-е годы, запечатлел его похороны и после создал несколько фильмов о нем. Кацев сопровождал их в поездках, много снимал Марину Влади. Они подружились, актриса даже подарила Кацеву камеру.
Армен Джигарханян во время съемок фильма «Ярославна, королева Франции». 1978 год / Фото: Самоэль Кацев
Из своих двух с половиной сотен ролей в кино 22 Джигарханян сыграл на «Ленфильме». В 1970—1980-е он был постоянно занят в сразу двух-трех картинах студии. На этом снимке он митрополит Феопемпт из фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Актер уже всем известен как судья Кригс из комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но Горбатый из «Места встречи» Говорухина еще впереди.
Николай Караченцов. 1978 год / Фото: Самоэль Кацев
Караченцов снимался на «Ленфильме» в 22 картинах любых жанров — от историко-революционного фильма до музыкальных комедий. Здесь он запечатлен в быту. При создании рекламного пакета фотографий к фильмам полагались и такие прозаические портреты актеров.
Ленинградские кинематографисты / Фото: Самоэль Кацев
Режиссёр Илья Авербах на съемках фильма «На берегах пленительных Невы...». 1982 год
Портрет Олега Борисова, сделанный в качестве фотопробы к «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера
Светлана Крючкова
Этот портрет Светланы Крючковой – рекламный, сделан для плакатов «Женитьбы». Вообще, рекламные фото отличались высоким качеством, особенно когда речь шла о продаже в зарубежный прокат.
Майя Булгакова сыграла в мельниковской «Женитьбе» Арину Пантелеймоновну.
«Блокада» Михаила Ершова – один из самых амбициозных проектов «Ленфильма». Картину составили из двух трехчасовых частей. Трудились с размахом: пригоняли войска и технику, а панорамы оператору приходилось снимать с восьмисот метров! При этом «Блокада» предназначалась не для широкого проката, а для показа по телевиденью. «Сейчас у нас этот сегмент занят сериалами», – отмечает кинокритик Гусак.
Юозас Будрайтис сыграл в «Блокаде» немецкого офицера. Любопытно, что фашистов в советском кинематографе исполняли исключительно прибалтийские актеры.
Елена Прудникова, Наталья Данилова, Ольга Антонова и Елена Соловей пробовались на «Комедию ошибок». В итоге Антонова исполнила роль Адрианы, Данилова – Люцианы.
В моменты затишья, в перерывах между съемками, Кацев неустанно портретировал. Снимал не только актеров, но и тех, кто находится по ту сторону объектива: сценаристов, режиссеров, операторов. На этом фото – классик операторского искусства Евгений Шапиро.
Валерий Приемыхов. Фотография к фильму «Пацаны», 1982 год
На съемках фильма «Пацаны» Динары Асановой фотохудожник познакомился со своей второй супругой, Тамарой Сеферян. Картина вызвала сильный резонанс и на телевиденье, и в прессе: режиссер настолько заострила классическую тему молодежи, что в артисты взяла настоящих трудных подростков, которых отыскали в колониях.
В архиве Кацева есть фото со съемок неизвестных картин и портреты неизвестных людей. А есть портреты малоизвестных, но оттого не менее важных. Например, вот это – укладчик текста, человек, занимающийся подготовкой дубляжа или титров.
Виталий Соломин
Сотрудничать с режиссером Игорем Масленниковым Кацев продолжил и в «Зимней вишне». Фотографий со съемок этой легендарной киноленты много, но создатели решили ограничиться знаковыми: о «Зимней вишне» и так знают все. Вот, например, Виталий Соломин.
Василий Ливанов в роли Холмса. Портрет сделан во время съемок «Собаки Баскервилей». 1980 год
В «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Кацев поработал в последних двух сериях: в «Сокровищах Агры» и «Собаке Баскервилей». Он запечатлел не только легендарного Василия Ливанова, но и создателей «мира Холмса» – художников Исаака Каплан и Беллу Маневич, которые продумали все, начиная от шрифта титров и заканчивая улицами «викторианской Англии».
Конец восьмидесятых и начало девяностых – период «многокартинья»: несмотря на то, что Советский Союз рассыпался, фильмов снимали много. Чиновники просто боялись запрещать. Ежегодно выходило по 300-350 картин. Относительная свобода привела к всплеску авторского начала. В результате появилось очень много странных многозначительных работ, расшифровать которые – задача будущих поколений киноведов.
Начало девяностых привносит в кино новые сюжеты, новую – и теперь разрешенную – литературу. «Циники» по роману Мариенгофа – одна из первых работ Дмитрия Месхиева. И один из немногих фильмов, которые Кацев отразил в цвете.
В афише ленты «Австрийское поле» Андрея Черных использовали фотографию Кацева. Картина получила приз на Берлинском кинофестивале.
«Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова – одна из самых интересных картин девяностых. Режиссер снял ее в кооперации с французами. В раскадровке Кацев запечатлел главную героиню притчи – женщину, которая приехала отомстить тем, кто отправил ее в лагеря, но у которой ничего не выходит, и в результате она решает покончить с собой. Каждый кадр фильма дышит винтажной красотой.
Рина Зелёная. Фотография к сериалу о Холмсе и Ватсоне. 1982 год
Алексей Петренко