Настало время удивительных историй
macos — 15.06.2016В театральном зале выключается свет. Вдалеке, на сцене, зажигается неяркая настольная лампа. Из темноты, словно из ниоткуда, появляется Никита Михалков, сидящий за низким журнальным столиком.
Это открытая репетиция спектакля "Метаморфозы", поставленного учениками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Как и все, я много раз бывал в театре, но никогда – на репетициях, а тут решил воспользоваться приглашением и пошел.
Сначала несколько слов об академии Михалкова, которая открылась год назад на базе Государственного театра киноактера. Надо сразу понять, что там учатся не студенты. Туда идут уже состоявшиеся продюсеры, актёры, режиссёры, которые решили полностью изменить свое представление о кино и театре.
В академии нет обычного тягомотного учебного процесса. Процесс учебы представляет собой сплошную постановку. Где в непрерывном и более чем интенсивном режиме плечом к плечу с мэтрами театра и кино работают молодые, но уже получившие профильное образование и опыт работы по профессии люди. У каждого из них свои амбиции, свое творческое видение, свои спектакли и фильмы. Но Никита Михалков заставляет все это отбросить и начать строить себя в профессии заново.
Когда смотришь на Михалкова, поражаешься удивительной энергии этого человека. Ведь он не какой-то там почётный пенсионер, которому нечем заняться. Он руководит Международным Московским кинофестивалем, снимает масштабные фильмы, ведёт общественную деятельность. И, тем не менее, у него еще достает времени и энергии выкладываться в своей академии так, что ученики, будучи намного моложе его, просто поспеть не могут.
Я поговорил в гримерках с ребятами: Михалков лично возглавляет актерскую мастерскую и держит руку на пульсе постоянно. Ребята рассказывают о лекциях и мастер-классах, которые шли по 5 часов подряд, о репетициях до самого рассвета. И это не один такой уникальный день выдался, а норма.
Теперь о спектакле, точнее, о репетиции. Как я уже сказал, мне удалось пройти за кулисы. Посмотрел я реквизит и вспомнил счастливое школьное время. Когда мне было лет десять, я занимался в театральной студии во дворце пионеров, мы ставили спектакли, серьёзно готовились, а потом в конце года показывали перед полным залом зрителей: как правило, это были родители, ребята из других кружков.
Но ощущения были как в самом настоящем, “взрослом”, театре. Жаль, что потом я заниматься не продолжил. А то, может, сейчас бы не ходил по гримеркам с фотоаппаратом, а сам бы готовился, наклеивал себе усы и повторял про себя реплики. Но вообще, не позавидуешь актерам. Вроде бы всего-навсего репетиция, а от ребят исходит такое нервное напряжение, что, кажется, дотронешься – током ударит.
Ненастоящие револьверы, маски, костюмы из других эпох – реквизит выглядит по-бутафорски. Но вот я уже в зале, скоро начнется представление, гаснет свет и все это вдруг наполняется магией. Револьвер стреляет, костюмы сидят идеально, актеры перевоплощаются в персонажей. Вот за это я всегда любил театр.
Сам спектакль представлял собой серию из небольших “короткометражек”, поставленных по рассказам Бунина и Чехова.
Несмотря на то, что это вроде как репетиция студентов, оформление сцены и декорация здесь серьёзные. "Взрослые" спектакли могут позавидовать гардеробу или экстерьеру этой репетиции! Больше всего меня впечатлила идея с проекцией на заднюю стенку сцены, которая выполняла роль декораций. С заднего ряда можно было подумать, что смотришь не спектакль, а фильм в кинотеатре. Но вот только эмоции актеров настоящие, живые.
Сказать про актеров, что они стараются, это ничего не сказать. В ходе спектакля некоторым из них приходится играть несколько ролей за вечер, перевоплощаться за считанные минуты. Ведь недаром же спектакль называется "Метаморфозы". А настроиться на новый образ внутри самого себя намного сложнее, чем переодеться и сменить грим. Но, тем не менее, ни одного прокола. Зал сидел как завороженный, градус сопереживания зашкаливал. Кстати, как ни удивительно на этой репетиции был практически аншлаг. Михалков на сцене – это вообще незабываемо. Он вроде ничего и не играл, просто сказал небольшое вступительное слово. Но магнетизм от него исходит невероятный.
Собственно, уже к середине стало забываться, что это всего-навсего репетиция. А актеры, думаю, даже и не вспоминали об этом. Некоторые рассказы Чехова и Бунина, по которым были поставлены "короткометражки", я читал, о других узнал впервые. Но смотрелось с интересом и то, и другое. Переходы от трагедии к комедии, от комедии к лирике были с одной стороны резкими, а с другой чувствовалось, что это часть продуманной постановки. Спектакль прошел на одном дыхании.
Зрители, среди которых я заметил несколько знаменитостей, например, Адабашьяна, выходили несколько обалдевшими. Видимо, они ждали обычную репетицию, а получили полноценное театральное зрелище. В дальнейшем всем этим ребятам придется уже в профессиональной среде показывать то, что они могут. Но боевое крещение они прошли с честью.
|
</> |