Насилие и власть
mr-binks — 17.11.2024

Многие отчего-то полагают, будто власть держится на силе. Мне же кажется, что насилие переоценено.
Что такое власть? Ответ: неравноправные отношения между двумя игроками. Как показывает практика, в основе таких отношений не всегда лежит принуждение. Рассмотрим примеры из жизни:
- Террорист и заложник.
- Наркоторговец и наркоман.
- Работодатель и сотрудник.
- Глава секты и рядовой сектант.
Очевидно, что лишь в первом случае доминирующий игрок подчиняет жертву при помощи насилия (либо угрозы его применения). Во втором и третьем он имеет нечто, необходимое другим. В четвертом – просто обладает авторитетом.
Звучит контринтуитивно, но это так: насилие – всего лишь один из нескольких инструментов при создании системы власти. Иногда и не самый важный.
Отойдем от отношений между людьми и обратимся к государствам. Считается, что первые империи (Ассирийская, Персидская) основывались благодаря завоеванию. Любопытнее обстояло дело с морской державой Афин. Официально афиняне никого не захватывали, а возглавили Делосскую симмахию – союз полисов для борьбы с персами. Со временем казну организации перевезли из Делоса в Афины, а за выход их лиги стали наказывать.
“Ныне тысяча есть городов, что везут свою дань ежегодно в Афины…” – подытожил Аристофан.
По похожей схеме действовал Рим до обретения мировой гегемонии. Со многими полисами Италии заключались договоры, часто неравноправные, учитывая разницу потенциалов. Нередко на подобные отношения города соглашались ради выгоды: им гарантировалась защита от третьей стороны и допуск на римский рынок.
Любопытно, что, как и в случае с Афинами, против Рима вспыхнула Союзническая война – подчиненные, недовольные постепенным ухудшением статуса стали протестовать. Не мене любопытно и то, что, одержав победу, римляне пошли на уступки и частично удовлетворили требования восставших. По сути, их доминирование держалось не только на принуждении.
Обратимся к Высокому Средневековью. При беглом взгляде на Европу 14-го века может показаться, что главной силой этой части континента являлась Золотая Орда – самое крупное пятно на карте. Владения Венеции или Генуи трудно разглядеть даже через лупу – превосходство по площади на несколько порядков. Однако, если посмотреть на численность населения, преимущество ордынцев, уже не будет таким астрономическим. Реально же интересное выяснится при попытке сопоставить число лиц, занимающихся ремесленным трудом: кузнецов, ткачей, кожевенников. Навскидку, налицо равенство – на уровне порядков, конечно, точных данных нет. Сделаем последний шаг – посчитаем тех, кто зарабатывает на жизнь обработкой информации: банкиров, нотариусов, купцов, переводчиков, лоцманов. Преимущество на порядок будет уже у Венеции.
Равны лишь те, кто может нанести друг другу в противостоянии одинаковый урон. Прекрасно! Считается, что хан Джанибек так и не смог взять в 1346-ом году генуэзскую Кафу. О вмешательстве генуэзцев в события, приведшие к Куликовской битве, читателю, полагаю, известно. Итак, классическая торговая империя той эпохи являла собой недоступную цель для Орды, но при этом могла манипулировать процессами в государствах кочевников.
Как строились международные торговые системы? Очень часто, создавая факторию, пизанцы, венецианцы и генуэзцы не прибегали к насилию. С хозяином местности подписывался договор, предусматривающий создание особого квартала с правом экстерриториальности. Квартал тотчас превращался в реальную крепость, недоступную для атаки. Достаточно посмотреть на генуэзскую Галату в Стамбуле. Кстати, общая численность граждан Генуи и Венеции, живших в факториях, была сопоставима с населением самих городов-метрополий.
В эпоху Великих географических открытий виден все тот же подход. Колониальная империя Португалии протянулась в 16-ом веке от Мозамбика до Японии. Она состояла из фортов и факторий, контролировавших международную торговлю. Позволение на создание торговых станций португальцы часто – хотя и не всегда – получали без применения насилия. Пример – Нагасаки.
Для чего я это пишу? Чтобы донести несложную мысль: о мощи державы нельзя судить по размеру ее армий. Если власть основана не только на способности к принуждению, то для понимания ранга игрока нужно посмотреть на другие, находящиеся в его распоряжении инструменты: дипломатию, технологии, авторитет.
В жизни многие способны одолеть на ринге главу своего государства – как правило, пожилого человека, – но эта способность никого не приводит к власти. Власть в обществе – результат встраивания в сложную иерархию. Похожую иерархию образуют и страны. В ходе мировых кризисов она перетряхивается и пересматривается, однако некоторые государства почти всегда остаются наверху.
Сказанное не следует понимать, будто насилие не имеет к власти никакого отношения, просто переоценка его роли столь же опасно, сколь и недооценка.
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
От республиканцев к националистам
Авиационные фотографии с Корфу 2024
Стоит перенять в такси
Оглушительная победа Грузинской Мечты и шапито потешных радикалов
Хроника неспособности современного бизнеса создать летающий автомобиль -
В Тулу без самовара. Глава 4. Богоявленский собор тульского кремля.
Берегите кукушку
Что не так с Евросоюзом

