Наши женщины
yadocent — 08.03.2025
В 1880 году Ярошенко написал картину «Курсистка» на модную тогда тему: в России женщины, наконец, завоевали право получать высшее образование. 20 сентября (2 октября) 1878 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Высших женских курсов, прозванных «Бестужевскими». При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. На холсте мы видим просто весёлую, жизнерадостную девушку.
Но проследим за её дальнейшими превращениями. Спустя три года художник вернулся к этой теме, и снова написал «Курсистку». Но как же она изменилась. Хотя, на наш, современный взгляд, и в этой картине нет ничего из ряда вон выходящего. Просто чуть более по-современному выглядящая девушка, она коротко остригла длинную русскую девичью косу своей предшественницы, курсистки-1880. В её облике появилась целеустремлённость, собранность, серьёзность. Это уже не просто весёлая девушка-хохотушка. Но по-прежнему в старомодной длинной юбке, какие в наше время не носят. А в общем, девушка как девушка, не так ли? Но не так, совсем не так смотрели на неё современники.
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883
Но и на студенте-1881 и курсистке-1883 метаморфозы не остановились. В 1881 году художник написал не дошедшую до нашего времени картину «У Литовского замка», сюжет которой был связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
Сохранился лишь сделанный позднее этюд:
Террористка. Этюд. 1881
Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему домой самолично пожаловал «на беседу» министр внутренних дел империи граф Лорис-Меликов собственной персоной! Вот как серьёзно власти восприняли живопись Ярошенко. Картину так и не возвратили художнику. Но по сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку».
Этюд к картине «У Литовского замка»
Георгий Ряжский (1895—1952) — известный советский живописец, ученик Малевича и художников-передвижников. Больше всего известен своими портретами, как сказали бы в наше время, «сильных независимых женщин».
Это в каком-то смысле развитие линии Ярошенко, у которого были сперва женственная «Курсистка» с длинной косичкой, потом другая «Курсистка», коротко подстриженная, которую консервативные критики обвиняли в мужеподобии и обзывали «гермафродитом» и, наконец, «Террористка»! Ну, а что после террористки? Или на ней всё обрывается, эта линия эволюции русских женщин закрыта и исчерпана? Ничуть не обрывается, после неё — «Делегатка» Ряжского (1927)!

Делегатка. 1927
Та же уверенность, целеустремлённость, решительность на лице, плюс революционная красная косынка, но теперь ещё и ощутимая властность, чувство, что она реально меняет этот мир.
То же самое в ещё большей концентрации, плюс умение обращаться к большой массе народа и управлять ею:

Председательница. 1928
А здесь, кроме алой косынки, ещё и грозное оружие в руках — поберегись!

На страже. 1930—1940
Это просто «Женский портрет», но как-то нет сомнений, что запечатлённая на нём — из того же ряда, что и её предшественницы. И чтобы понять это, даже не нужна красная косынка...

Женский портрет. 1934
Были, конечно, и в то время в СССР женщины совсем иного склада, и их художник даже изображал — для вящего контраста. Вот, например, богомольная пожилая дама времён нэпа, в руках держит какую-то религиозную литературу. Живописец без лишних церемоний обозвал её «ханжой».

Ханжа. 1926
Автопортрет живописца:

Автопортрет. 1934
виа
maysuryan|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
И Ленин такой молодой...
Ost Deutschland
РАССУЖДЕНИЯ О ПЕРЦЕ И О ЖИЗНИ
Боливару не снести двоих
Комарово навсегда\\ Сегодня - Всего лишь от станции к заливу
7 смертных грехов популярной психологии. 1.
5 ноября нов. ст. (23 октября ст. ст.) - Священномученика Владимира Амбарцумова
В Вильнюсе открылась выставка акварели Наполеона Орды.

