"Наша страна"

Тут в салоне у Алексея Словцова прозвучал один словесный оборот, которые многие используют в последнее время, но, кажется, не до конца осознают его смысл. Звучит как "наша страна" или как вопрос "вы с нашей страной или нет?"
Мол, в связи с СВО надо ставить вопрос ребром, сказать: олигархи (артисты, программисты, баристы) – вы с нашей страной, и тогда поддерживайте СВО словом и делом, или не с нашей и валите отсюда.
Даже оставим за скобками, что политический плюрализм пока никто не отменял: человек может очень любить Россию, но быть против того, что называется СВО и как это делается последние 10 месяцев. Хозяйке на заметку: согласно опросам, в последние пару месяцев более 50% россиян вообще-то поддерживают идею мирных переговоров с Украиной. Не уточняется, конечно, повестка переговоров, но очевидно, что партия "воевать только до победного в Киеве или Варшаве" – это откровенное меньшинство российского народа.
Возникает ещё два важных вопроса: один скорее философский, другой политический.
Философский – про само это "наша". Такая атрибуция может в разных кругах значить разное. Например, "это наша корова, и мы её доим". "Наша" также может иметь смысл "принадлежать нашему народу/народам", исключая некоторые национальности. В связи с СВО некоторые уже договорились до идеи поражения в правах людей с украинской кровью. Бывает, Европа видела и не такое. Короче говоря, произнося слова вроде "наша" или там "справедливость", индивид в-основном опирается не на общепринятые понятия, а на личные и групповые. Последние в рыхлой российской атмосфере выживают, первые – общественные – что тот презерватив.
Отсюда вытекает и политический аспект. Собственно, а кто сказал, что власть, которая на 5-й день "успешной спецоперации" проводит стамбульские переговоры, отдаёт российские города врагу, как Херсон, открывает аммиакопровод, который идёт аж до самой Одессы, – кто сказал, что весь этот политический класс не "наш"? Ведь политические практики, те, что описаны выше, – это абсолютно имманентно всей этой властной клике. Короче говоря, они всегда так делали, делают сейчас и что-то подсказывает, будут продолжать делать и далее.
В отсутствие любой политической конкуренции абсолютно любое решение, принятое очень узкой группой людей, можно объявить правильным и от него отсчитывать эту самую "нашесть". А на завтра принять диаметрально противоположное решение, и отсчитывать заново.
Я душой то понимаю, о чём говорит уважаемый Алексей: под "нашей" стороной он понимает ту, которая действует во благо долгосрочных интересов России, кто бы как их ни понимал. Ну а кстати, Путин ведь тоже действует, исходя из таких же представлений, устраивая аммиачные сделки и прочий дрэк. Мало того, говорят даже, что Путин избран всенародным голосованием. Так что же, субъективный тупик?
Нет! Нужно просто, рассматривая гипотетический вопрос о "нашей стороне" и "нашей стране", увязывать это с политическим представительством. Нельзя говорить от имени страны в условиях политической системы, которая не отображает реальные интересы граждан. В любом другом случае это будет волюнтаризм – хоть госдедовский, хоть либеральный, хоть китайский, хоть какой.
Брать олигархов за шкирман и спрашивать "ты со страной или с деньгами?" может лишь власть, которая реально избрана народом: простыми работягами, учителями, продавцами, водителями, программистами, юристами и даже мелкими бизнесменами. А в текущих раскладах этот вопрос может означать лишь одно: "Ты играешь игру в нашей олигархической команде или в противоборствующей?" Возможно даже, таким образом удастся выдавить из страны или даже посадить несколько совсем уж одиозных олигархов. Но только для того, чтобы их активы прибрали к руками деятели вроде главного аммиакчика Мазепина или банкира Грефа, Сбербанк которого в тяжёлую годину просто разрывает от сверхприбылей. В таком случае, как говорится в тосте, чтобы всех!
Увы, очень жаль искренних патриотов, но следует признать, что их мечты построены на песке. Власть использует патриотическую риторику, но только лишь для того, чтобы иметь возможность проводить в жизнь интересы людей, которые в эту власть реально входят. Это лишь инструмент. Как мы видим по путинскому времени, особенно второй половины, используемый очень цинично: открутить фитилёк, прикрутить фитилёк. И даже СВО практически никак не повлияла на этот стиль: решения всё такие же неоднозначные, люди в кабинетах всё те же, даже партнёры не сильно поменялись.
Видимо, пока власть не чувствует смертельной угрозы, видит себя в новых обстоятельствах достаточно устойчивой. А если так, то зачем ей кого-то брать за шкирку? Всё пока идёт относительно успешно. Для неё.
|
</> |