Наша Родина. Какой она была.

топ 100 блогов arguendi13.03.2016 Фотографии Прокудина-Горского видели, наверное, все. Но я тут накнулся на один пост с обзором данных снимков и понял, что нет лучшего воскресного чтения, чем это.

Такие фотоальбомы надо иметь в каждой русской семье. И в школах на уроках они должны быть. А не бредовые социалистические басни про гнет крестьян и рабочих в отсталой и реакционной царской России. Хватит уже смотреть на историю слепыми марксистскими глазами.
___________________

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:

Наша Родина. Какой она была.

Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов. Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:

Наша Родина. Какой она была.

Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм - своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками. Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:

Наша Родина. Какой она была.

Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене - бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":

Наша Родина. Какой она была.

Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":

Наша Родина. Какой она была.

Ещё один "Сенокос" там же:

Наша Родина. Какой она была.

Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского). "Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:

Наша Родина. Какой она была.

В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов. Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":

Наша Родина. Какой она была.

Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:

Наша Родина. Какой она была.

Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":

Наша Родина. Какой она была.

Те же двое плюс ещё трое:

Наша Родина. Какой она была.

Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?

У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?

Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и сталелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состоявшейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к читателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229):

«Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и городишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых местечек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень - я был в одном из богатых по урожаям уездов. Большинство сёл имело по две, по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появился с камерой на улице, тотчас же сделался предметом внимания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так и в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (...) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юбках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет выйдет, как белый, - что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, и сами указали мне отличное по освещению место для съёмки. К установке группы все относились с должным вниманием и без малейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутствие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах приезжему фотографу работать будет значительно легче».


[Отсталая рабская Россия... В селе на Южном Урале крестьянки знают, что при прямом солнечном свете фотографироваться плохо, потому что в селе есть местный фотолюбитель. Но хреново, гад, фотографирует... 1907 год!...]

По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.

Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций - "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":

Наша Родина. Какой она была.

Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке :-)

Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи. Так, в выжженной солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":

Наша Родина. Какой она была.

Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р.Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) - первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.
Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь - пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана. Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.

Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":

Наша Родина. Какой она была.

Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":

Наша Родина. Какой она была.

Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.

На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:

Наша Родина. Какой она была.

Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:

Наша Родина. Какой она была.

Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской. Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.

Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:

Наша Родина. Какой она была.

Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:

Наша Родина. Какой она была.

Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):

Наша Родина. Какой она была.

Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.

Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":

Наша Родина. Какой она была.

Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей Нижнего Тагила.

Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":

Наша Родина. Какой она была.

Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):

Наша Родина. Какой она была.

На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:

Наша Родина. Какой она была.

Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:

Наша Родина. Какой она была.

На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского. Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):

Наша Родина. Какой она была.

У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):

Наша Родина. Какой она была.

Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":

Наша Родина. Какой она была.

Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.

В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":

Наша Родина. Какой она была.

А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):

Наша Родина. Какой она была.

Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:

Наша Родина. Какой она была.

"Рыбацкие поселения на озере Селигер":

Наша Родина. Какой она была.

В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове! При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:

Наша Родина. Какой она была.

Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.

Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:

Наша Родина. Какой она была.

На другом фрагменте - дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:

Наша Родина. Какой она была.

Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.

Вот, например, жители Златоуста:

Наша Родина. Какой она была.

А это - барышни Екатеринбурга:

Наша Родина. Какой она была.

Осташковцы:

Наша Родина. Какой она была.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девушки современной России. "Девушки" эпохи сталинизма ...
РЕВЕ ТА СТОГНЕ…     В перепалках между русскими и украинцами в Сети все слова, слова, слова... Плохие и очень плохие. Но сейчас к украинцам все цивилизованные люди мира должны обращаться не с ругательствами, а с просьбой ознакомиться с историей этой территории и понять, что так ...
Специально пересмотрев несколько раз, убедился: первое впечатление не обмануло. Никакого официоза, никакой натянутости, никаких дежурно обязательных улыбок для картинки. Люди, в самом деле, все свои, и рады видеть друг друга. Рады искренне и неподдельно. С полным взаимопониманием и осо ...
...
Сегодня опять был ладан. но теперь он в постоянном режиме онлайн! И уже понятно, где прорыв - вспороли брюхо России! «Дождались» таки. Сценарий запланирован похлеще, чем в Газе. Это не пророчество, а уже факт. Я даже не про мои субъективные ощущения, хотя они для меня вернее верного. ...