"Наша проблема в том, что в России еще не умирало олигархов" (интервью в воронежском журнале)
maratguelman — 11.09.2010 - Как вы думаете, кроме поддержки федеральных властей, должны ли региональные бизнесмены взять на себя функцию поддержки культуры?- Один из критериев успеха проекта в Перми заключается в том, что государство в этом направлении участвует. Но, начиная этот путь с государством, мы добьемся успеха именно тогда, когда этот процесс уже не будет зависеть от государства. У нас сегодня в Перми есть люди, которые поддерживают Музей современного искусства. Они платят все налоги, и только с прибыли они могут помогать. В принципе, проблема здесь в самой позиции искусства, которое не осознается как сверхважное дело. Понятно, что бизнес к нему не расположен. Бизнес у нас молодой, и, как говорит мой товарищ Сережа Гордеев, у нас проблема в том, что мало олигархов умирало. В Англии искусству помогают очень активно. Почему? Вот умер богатый человек, его деньги перешли в наследство его сыну, который в течение двух лет в казино и разных безумствах все это спустил. Другой человек, который прочитал несколько таких историй в газетах о том, как распорядиться своим богатством, начинает думать: может, мне помочь музеям, создать фонд поддержки культуры? В нашей стране олигархи еще не умирали: наш капитализм слишком молодой. У нас нет историй, когда большие состояния в течение короткого времени транжирили
http://inside-all.ru/page/08-2010/karnavala-ne-budet
Вам наверняка часто задают вопрос о сотрудничестве с "Единой Россией". С одной стороны, вы с правящей партией и властью, с другой – вынуждены защищать маргинальное искусство, которое часто идет против этой власти. Получается, вы находитесь меж двух огней?
– Дело не в огнях. Дело в том, что сотрудничество с властью – это всегда некий набор опасностей: агитпроп, некий госзаказ, лояльность, ангажированность. Для кого-то само существование этих опасностей – это серьезные основания, чтобы с властью не сотрудничать. А мне кажется, что опасность надо осознавать. Но это вовсе не значит, что с ней нельзя работать. Вы же садитесь за руль машины, но знаете, что есть опасность разбиться. Каждый день кто-то разбивается, особенно если дорога скользкая. Но вы все равно садитесь. Если скользкая дорога – просто более аккуратно едете. Моя стратегия – вот такая: надо выбрать дистанцию, другого способа работы с властью я для себя не вижу. Я – человек, для которого реализация является неким фетишем. То есть я хочу реализовывать какие-то проекты и взаимодействую со всеми, кто мне в этом деле помогает, осознавая опасность этого взаимодействия. Во взаимодействии с богатыми людьми тоже есть своя опасность – коммерциализация искусства. Ни с кем не взаимодействовать тоже опасно – тогда искусство будет только маргинальным.