Наша новая рубрика : вопрос - ответ
Наш дом - Израиль — 26.11.2010 Мой вопрос — в продолжение вопроса Почему раввины запретили многоженство?. Как мне кажется, одна центральная линия вопроса осталась неосвещённой в ответе.В
чём заключается разница между реальностью, в которой существуют в
нашем
поколении ашкеназские и сефардские общины? Ведь для того, чтобы
Учителя
разошлись в подходе на такой фундаментальный вопрос, эта разница
должна
быть очень существенной…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Полный ответ
на ваш вопрос вряд ли уместится в узкие рамки этой рубрики. Но
попробую ответить вкратце.
Прежде всего, разделение еврейских общин в диаспоре и в Земле Израиля на сефардские и ашкеназские достаточно условно.
Сефардскими
мы называем еврейские общины, которые после изгнания из Испании
(Сфарада) в конце 15-го века сформировались в странах северной
Африки,
Среднего и Ближнего Востока, а также на юге Европы. Ашкеназы, в
свою
очередь, происходят из общин, существовавших сначала в Западной
(Ашкеназ
— Германия), а затем и в Восточной Европе.
Сотни лет
эти общины существовали раздельно, обрастая оттенками обычаев,
языка и
психологии. Некоторые из этих оттенков зафиксированы в Шульхан
Арухе, в
том числе и тот, о котором идёт речь.
И всё же я не
стал бы называть различия между сефардами и ашкеназами
«существенными».
Просто язык не поворачивается так их определить.
Различия
в молитве? — И те и другие молятся на иврите — святом языке.
Произношение немного разное, но друг друга прекрасно понимают.
Порядок
молитв немножко, я бы сказал, косметически, различается. Однако
если
еврей-ашкеназ попадёт на одну из трёх ежедневных молитв в
сефардскую
синагогу, никаких трудностей он не встретит и освоится мгновенно,
то же —
наоборот.
В кашруте? Забой скота у
сефардов отличается
в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить разницу
«невооружённым» взглядом сможет лишь специалист по
Галахе.
То
же самое можно сказать о любой сфере жизни сефардов и ашкеназов. И
те, и
другие — были и остаются единым народом, с общим происхождением
и
единым Законом. Сказанное относится и к различиям между хасидами
и
литваками, между выходцами из Йемена и Польши.
Единству
народа мешают не физические расстояния, а отказ от
самоидентификации,
определения себя как евреев, подчиняющихся законам Торы.
«Расхождения
Учителей» в подходе к вопросу многожёнства не так уж
«фундаментальны».
Были общины, где запрет рабейну Гершома привился, но были и такие,
где
это, по тем или иным причинам, не произошло. Последнее касалось,
в
основном, сефардских общин, отделённых от ашкеназских географически
и
окружённых народами, где многожёнство являлось делом
обычным.
Шульхан
Арух налагает ответственность за нарушение указанного запрета как
раз в
зависимости от того, принят этот запрет конкретной общиной или
нет.
Если, например, сефардский еврей живёт в ашкеназкой общине, то
многожёнство запрещено и ему.
Источник - http://toldot.ru/tora/
|
</> |