Наша музыка. Високосное лето
cand_orel — 15.01.2024«Високосное лето» — советская рок-группа, основанная московским гитаристом-вокалистом Александром Ситковецким и клавишником Крисом Кельми летом 1972 года.
Опять в процессе перекура книжек начитался...
ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО — один из наиболее ярких и популярных составов на московской рок-сцене 70-х. был образован на обломках двух менее известных групп — АЭРОПОРТ и САДКО — в составе: Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (бас, клавишные, вокал), Юрий Титов (ударные). На первых порах группа играла главным образом хард-роковые стандарты и выступала преимущественно на студенческих вечерах отдыха.
Новый этап начался в биографии группы в середине десятилетия, когда музыканты ВИСОКОСНОГО ЛЕТА отказались от англоязычного репертуара и обратились к сочинению собственных песен и инструментальных пьес, в которых, следуя канонам арт-рока, стремились осуществить синтез традиционных рок-направлений и камерной музыки.
Тогда же в составе ВИСОКОСНОГО ЛЕТА появляются новые участники: Александр Кутиков (экс-МАШИНА ВРЕМЕНИ) — бас, вокал и ударник Анатолий Абрамов (вместо Титова). Впоследствии ушедшего в АРАКС Абрамова заменяет Валерий Ефремов.
Первым значительным успехом ВИСОКОСНОГО ЛЕТА было выступление на рок-фестивале в Таллине (1977 г.), где группа показала разноплановую программу, продемонстрировав не только высокий профессиональный уровень, но и обилие новых для отечественного рока решений, интересные тексты (автор — Маргарита Пушкина). Одними из первых в нашей стране музыканты ВИСОКОСНОГО ЛЕТА пытались создать визуальный эквивалент своим песням, разыгрывая на сцене эффектные спектакли с гримом, костюмами, париками, умело использовали световое оформление и сценическую пиротехнику. «Лавка чудес», «Похититель снов», «Лень», «Мона Лиза» — признанные хиты тех лет. В 1977-1979 гг. группа много выступала в Москве, успешно гастролировала в Ленинграде, Риге и Архангельске, делала попытки записать магнитофонный альбом и даже поставила рок-оперу «Прометей прикованный». В 1978 г. участвует в рок-фестивале в Черноголовке, где наряду с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ имеет наибольший успех и получает премии за профессионализм и театрализацию. В то же время внутри ВИСОКОСНОГО ЛЕТА назревали расхождения, и в результате в мае 1979 г. группа раскололась надвое: Кутиков и Ефремов ушли в реорганизованную МАШИНУ ВРЕМЕНИ, а Ситковецкий продолжил эксперименты в области арт-рока в образованном им АВТОГРАФЕ, к которому вскоре ненадолго присоединился и Крис Кельми.
И уже по современным источникам (приведены в конце) информацию обновил.
Группа «Високосное лето» просуществовала чуть менее семи лет, но успела оставить след в сердцах преданных поклонников. Она запомнилась слушателям неповторимым звучанием и любовью к смелым экспериментам.
История создания коллектива берет начало за год до официального образования в 1972-м. Основатели проекта Крис Кельми и Александр Ситковецкий работали вместе в составе группы «Садко». После ее распада артисты объединились с Юрием Титовым и продолжили совместные выступления.
В последующие годы состав коллектива неоднократно менялся. Вскоре на место солиста пришел Андрей Давидян, в чьем исполнении зазвучали каверы на хиты зарубежных рок-групп. В репертуаре участников были песни Rolling Stones и Led Zeppelin.
Первое время выступления «Високосного лета» собирали небольшое количество слушателей. Артисты приходили в дачные поселки и в закрытые клубы, используя в качестве приглашения обрывки открыток с лиловым штампом.
Новой страницей в истории команды стал приход басиста Александра Кутикова, у которого случились разногласия с участниками «Машины времени». Тогда было решено, что Крис встанет за клавишные, а вместо ушедшего Титова место за барабанной установкой займет Анатолий Абрамов. Солистов стало сразу трое — Кутиков, Ситковецкий и Кельми.
Другим нововведением было решение исполнять авторские композиции, но тогда еще на английском языке. Правда, басист вскоре ушел, и новым музыкантом «Високосного лета» стал Павел Осипов. В качестве вокалиста артисты пригласили Михаила Файбушевича. В это время они зажигали публику на концертах талантливым исполнением хитов Slade.
Расцвет «Високосного лета» случился с возвращением Кутикова. Тогда сформировался золотой состав коллектива, в котором, помимо басиста, Кельми и Ситковецкого, находился ударник Валерий Ефремов. Вместе с бывшим участником «Машины времени» в работу над проектом включилась поэтесса Маргарита Пушкина, сумевшая обновить репертуар песнями на русском языке.
Стараниями нового автора текстов появились знаменитые хиты, включая «Свиньи рвутся в бой». Правда, чтобы получить разрешение исполнять композиции, которые отличались обилием метафор и уклоном в психоделику, артистам пришлось пойти на хитрость и подавать их в заявках на рассмотрение комитету как инструментальные.
Музыкальный стиль «високосников» в то время тоже менялся, в нем отражалось влияние хард-рок-культуры. Кроме того, исполнители в числе первых стали использовать световые эффекты, превращая свои концерты в театрализованные шоу. Особенно запомнились зрителям «Сатанинские пляски», когда клавишник выходил на сцену в черном одеянии, на котором флуоресцентной краской были изображены кости скелета.
В годы золотого состава коллектива выступления состояли из трех частей. Сначала исполнялись сложные для восприятия треки, затем рок-опера «Прометей прикованный» и развлекательный блок, во время которого музыканты дурачились на сцене.
Вспоминает Артемий Троицкий:
"...Это были серьезные ребята: они начали играть арт-рок -
музыку, очень популярную у фанов, но до тех пор не звучавшую у нас
"живьем"..."
Тогда же «Високосное лето» начинает сотрудничать с московской рок-поэтессой Маргаритой Пушкиной. Это была очень редкая в русском роке практика приглашения автора текстов со стороны. Впрочем, помимо Пушкиной, тексты группе писали и Кельми, и Ситковецкий. Среди композиций тех лет - посвящения Дж.Моррисону и Дж.Хендриксу; интригующий "Реквием по землянике, растоптанной в августе", эпическая "Песня о бунтаре", динамичные "Сатанинские пляски"...Особо стоит выделить такие вещи, как "Лавка чудес" и "Похититель снов".
Вскоре музыканты создали клип к песне «Лавка чудес» и приняли нового певца Владимира Варгана, чей вокал слышен в треке «Мир деревьев». А год спустя, в 1978-м, дискографию группы пополнил первый магнитный альбом «Прометей прикованный». В него вошли полюбившиеся слушателям песни «Доверься медленной реке» и «Люди — бывшие птицы». Затем последовал релиз «Високосное лето».
До их выпуска достать записи коллектива было тяжело, и большинство из них существовало в плохом качестве. Так, обрел популярность сборник «Концерт в Архангельске», сделанный преданным фанатом во время выступления кумиров.
В год выхода альбомов артисты появились на рок-фестивале в Черноголовке, где составили конкуренцию «Машине времени» в борьбе за главный приз. Но в итоге они получили 2-е место и были раскритикованы за то, что тексты песен отдалены от реалий того времени. Несмотря на это, звезды продолжали выступать вместе еще почти год до распада.
Из книги Маргариты Пушкиной «Легенды русского рока»:«...Итак, 1978 год, Черноголовка. «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» большой любовью у жюри не пользовались, хотя всеми силами старались произвести на вершителей судеб благоприятное впечатление. Уже тогда Александр Ситковецкий разрабатывал курс на карьеру профессионального музыканта и с упорством маленького носорога протаптывал тропинку к заветной цели. Однако прозападная направленность поэтическо-музыкального мышления вызывала у большинства «судей» аллергию. Действительно, психоделически-смурному «Похитителю снов», с драным балахоном и пассажами из «YES» и «GENESIS», трудновато было тягаться со знаменитой макаревической «Вся жизнь - телега, я еду в ней...». Здесь, наверное, было бы уместно провести параллель между творчеством «високосников» и их братьев по рок-оружию из Эстонии. Например «MАГНЕТИК-БЭНД» Гуннара Граппса. И те и другие уделяли основное внимание не социально-мессианской начинке песен, а скорее оттачивали композиционное решение и (по мере сил) исполнительское мастерство, отдавая приоритет музыке.
Первое место, естественно, получили «МАШИНА ВРЕМЕНИ». Товарищ Саульский отметил «интересный музыкальный материал» и "хороший исполнительский уровень" группы «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» и попенял музыкантам за «оторванность в текстах от реалий сегодняшнего дня». Да, страшно далеки были от простого народа высоколобые «високосники»! Да и до развала группы оставалось чуть меньше года...»
В 1979 году стало понятно, что лидеры группы хотят двигаться в разных направлениях. Кельми стремился к легкому и близкому к «попсовому» звучанию в музыке, что заметно в треке «Мона Лиза», а Ситковецкого привлекали более агрессивные мотивы. В итоге они решили распрощаться.
Следующие годы бывшие коллеги занимались собственными музыкальными проектами. Кутиков вернулся в «Машину времени», куда забрал с собой Ефремова, Ситковецкий создал «Автограф», а Кельми — «Рок-ателье».
Источники и дополнительные материалы —
https://24smi.org/celebrity/120724-visokosnoe-leto.html
https://nashamuzika.ucoz.ru/index/visokosnoe_leto/0-96
https://ru.wikipedia.org/wiki/Високосное_лето
https://www.gruppasssr.ru/V/visleto.html
https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/visokosnoe_leto/
https://mavashimisha.ru/stati/31499-visokosnoe-leto.html
https://fremus.narod.ru/vleto0.html
http://margenta.ru/teksti/visokosnoe-leto/
https://руни.рф/Високосное_лето
https://ex-pressa.ru/persons/visokosnoe_leto/