Наш мир — виртуален: теория, которая может стать религией современности
2015 — 09.05.2017
Идея,
что мы живем в виртуальном мире, приобрела
неслыханную популярность. Да, на этой идее фильмы вроде
«Матрицы»
снискали себе славу в свое время, но широкая общественность
начала задумываться о глубине этой мысли только с широким
распространением Интернета, игр, плодов квантовой механики и, опять
же, фильмов на эту тему.
Техномиллиардеры подозревают, что вселенная является
виртуальной реальностью
Фото: Depositphotos
Сначала они изменили то, как мы проводим время в интернете, революционизировали гостиницы, такси и микрофинансовые операции и дали нам лампочки, которые не включаются, если вы не установили нужный драйвер программного обеспечения. Теперь техномиллиардеры хотят уничтожить Вселенную.
Сэм Альтман, венчурный капиталист из Кремниевой долины разместил в своем профиле в The New Yorker короткое предложение: «Многие люди в Кремниевой долине стали одержимы гипотезой симуляции, идеей, что то, что мы воспринимаем как реальность, на самом деле смоделировано в компьютере. Два техномиллиардера зашли так далеко, что тайно наняли учёных работать над тем, чтобы вырвать нас из симуляции».
Два миллиардера (одним из основных «подозреваемых» является Илон Маск) убеждены в том, что они выйдут из этой унылой иллюзии в более яркую реальность, освещённую более яркими и красивыми звёздами. Но для остальных из нас опыт был бы совсем другим, вы потеряете ваш дом, вы потеряете свою семью, вы потеряете вашу жизнь и ваше тело и всё вокруг вас. Симуляция это или нет — всё исчезнет. Это был бы конец света.
Кремниевая долина работает, решая проблемы, которые прежде не существовали, её культура патологически зациклена на понятии «разрушения». Технологические продукты больше не воспринимаются как что-то предлагаемое публике, но как что-то предписанное.
И раз уж социальная реальность является исключительной собственностью нескольких любителей всяких штуковин, то почему бы физической реальности не быть следующей? Когда Google Calico ищет инвестиции хедж-фондов в человеческое бессмертие, а Transformative Technology Lab надеется экстернализовать человеческое сознание, технологическая индустрия вступает на территорию, ранее зарезервированную для оккультизма. Почему бы судьбе всей вселенной не оказаться в руках программистов, прячущихся от солнца Калифорнии, чтобы они сохранили или уничтожили её, если захотят?..
В это верит не только Илон Маск, заявивший, что «есть один шанс из миллиарда, что мы живём в базовой реальности», — в примечательной заметке о ставках Bank of America рассудительно заявил, что вероятность того, что явь — это всего лишь иллюзия, примерно, пятьдесят на пятьдесят.
В этом есть смысл: в намного более обыденном плане мы на самом деле находимся в ловушке внутри компьютера. Можно было бы сказать, что техномиллиардеры, построившие свою жизнь из строчек кода, всегда будут смотреть на вещи, которые их окружают, как на цифровой трюк. Но уже существовало давнее подозрение, что наша реальность какая-то нереальная — просто то, о чём мы когда-то думали в терминах снов и магии, космических разумов или шепчущих дьяволов, теперь выражается через скучные старые компьютеры, эту громоздкую машину, хищно ждущую на вашем столе каждое утро, чтобы кодировать мельчайшие детали вашей жизни.
Каббалисты, Декарт с его демоном и Чжуан-цзы со своим сном бабочки — все ставили под вопрос реальность чувственного опыта, но это не частная, солипсистская галлюцинация, в гипотезе симуляции — это тюрьма для всех нас. Её реальные предшественники — это гностики, ранняя христианская секта, которая верила, что физическая вселенная была созданием демиурга, Самаэля или Ялдаваофа, иногда изображаемого в виде змеи с львиной головой, слепого и глупого бога, создавшего свой фальшивый мир в несовершенном подражании настоящему Творцу. Мир — это кривое зеркало, образ, иными словами, тип программы.
Допустим, теоретики симуляции правы, что гипотетической развитой цивилизации было больше нечем заняться, как создать фальшивую реальность со Стивениджем, Сан-Бернардино, налоговыми декларациями и банальными революциями техноиндустрии. Если реальность в любом случае то, что совместно переживается, или, как выразился Филип Дик, «реальность — это то, что не исчезает, когда мы перестаём в это верить», имеет ли тогда смысл говорить о настоящей и фальшивых реальностях? Как утверждал Делёз, виртуальное тоже реальное. Почему вселенная, созданная на основе программы, менее реальна, чем вселенная, состоящая из материи? Компьютерная симуляция, конечно, только метафора, относительно новый способ описать то, что когда-то выражалось в онейрических и теологических терминах. Они могут в действительности не подразумевать, что наша вселенная создана в чём-то похожим на машину, которую вы используете, чтобы читать эти слова прямо сейчас. Симуляция — это процесс, не зависящий от того, божественный или технологический аппарат вы используете, чтобы создать её. Реальный аргумент состоит в том, что посредством некого неизвестного механизма, то, что мы видим, является только функцией того, что реально существует. Но со времён Канта мы знаем, что наше восприятие никогда не даёт нам полного представления о материальном мире, и всё это можно сказать о любой мыслимой реальности.
Отсюда можно сделать следующие выводы:
- Наше восприятие уже отличается от самой реальности. То, что мы
называем реальностью, это лишь пДавайте рассмотрим Вселенную с
физической точки зрения.опытка нашего мозга обработать входящий
поток сенсорных данных, чувственного опыта.
- Если наше восприятие реальности зависит от упрощенного потока
информации, не имеет значения, каков источник этой информации —
будь то физический мир или компьютерная симуляция, которые кормят
нас одной и той же информацией. Но насколько реально создать такую
мощную симуляцию?
- Краткая история законов
Вселенной
-
С точки зрения физики, в основе всего лежит четыре основных силы: сильное взаимодействие, электромагнитная сила, слабое взаимодействие и гравитация. Эти силы регулируют взаимодействие всех частиц в известной нам Вселенной. Их сочетание и равновесие определяют работу этого мира.
Расчет этих сил и имитация простых взаимодействий — довольно простое занятие, и мы уже это делаем, в некоторой степени. Такой расчет становится тем сложнее, чем больше частиц начинают взаимодействовать друг с другом, но это вопрос вычислительной силы, а не принципиальной возможности.
На данный момент нам не хватает вычислительной мощи, чтобы симулировать целую вселенную. Физики могут сказать, что имитация работы вселенной на компьютере невозможна — не потому что это сложно, а потому что компьютер, который будет имитировать эту работу, должен быть больше самой вселенной. Почему? Потому что вам придется симулировать каждую частицу, а это потребует битов и байтов для хранения ее положения, спина и типа, а также для расчетов.
Не нужно быть профессором, чтобы понять невозможность этого мероприятия. Тем не менее у такого подхода есть свои недостатки, которые вытекают из математического склада большинства физиков.
Существует большая разница между моделированием целой вселенной и созданием виртуального ощущения жизни в целой вселенной.
И здесь нам снова поможет эвристика. Многие вычислительные сценарии были бы невозможны, если бы наш человеческий разум не было так легко обмануть. Расчеты в режиме реального времени, движущиеся изображения, видеопотоки и многое другое — все это дает нам ощущение, что все непрерывно и не прекращается, хотя обман лежит в самой основе привычной нам реальности.
Основной трюк остается одним и тем же: уменьшайте детализацию, пока не найдете лучший баланс между качеством и сложностью, чтобы наш разум не смог обнаружить разницу.
Есть много трюков, которые мы можем использовать, чтобы снизить необходимую расчетную мощность для имитации вселенной на том уровне, на котором сможем в нее поверить. Самый очевидный из них: не нужно рендерить то, на что никто не смотрит.
Вы наверняка знаете о принципе неопределенности Гейзенберга и эффекте наблюдателя. Современная физика говорит нам, что реальность, а точнее мельчайшие частицы, из которых она состоит, зависят от наблюдателя. Грубо говоря, формы не существуют, пока вы на них не смотрите. И попробуйте докажите обратное.
Помимо сторонников гипотезы симуляции, существуют учёные, предполагающие, что наша вселенная — это одна чёрная дыра, в которой то, что мы воспринимаем как материю, является голограммой, возникшей из двухмерного кольца информации, расположенного вдоль её горизонта событий. Существуют математические платонисты, вслед за Максом Тегмарком, рассматривающие мир как совокупность абстрактных математических объектов, физические объекты которого представляют собой грубый эпифеномен. Если материя «на самом деле» не существует, тогда нет необходимости, чтобы что-то было в чём-то укоренено, мы можем жить в закольцованной цепи симуляций и иллюзий и никогда не достигнем основы.
Следующий трюк, который вы можете использовать: создать вселенную, которая будет казаться огромной и безграничной, даже если это не так. Уменьшая детализацию удаленных объектов, можно сэкономить колоссальные объемы вычислительной мощности и генерировать объекты только по мере их обнаружения. К примеру, существует игра No Man’s Sky — в ней используется процедурная генерация миров по мере их обнаружения, и число их воистину бесконечно даже в этой маленькой компьютерной игре.
Скриншоты игры No Man’s Sky
И наконец, можно добавить основных физических принципов, которые существенно усложнят или сделают невозможным достижением любой другой планеты. Существа будут привязаны к своему собственному миру. (Скорость света или экспоненциально расширяющаяся вселенная, кхе-кхе).
Если объединить эти хитрости с математическими уловками вроде
повторяющихся шаблонов и основ фрактальной геометрии, можно
получить вполне рабочую эвристическую модель вселенной, которая
будет казаться почти бесконечной и безграничной. И все же это не
объясняет, почему теория виртуальной вселенной приобрела такую
популярность. Почему же мы с высокой долей вероятности находимся в
таком мире?
Илон Макс
Аргумент моделирования и математика
Аргумент моделирования (симуляции) — это логическая цепочка, предложенная философом Оксфордского университета Ником Бостромом. Она основана на некоторых предпосылках, которые в зависимости от вашей точки зрения могут привести к заключению, что наша Вселенная вероятнее всего иллюзорна, смоделирована. Все просто:
- Смоделировать вселенную возможно (эту предпосылку мы
рассмотрели выше).
- Каждая цивилизация либо вымирает (пессимистический взгляд),
прежде чем станет технически способной смоделировать вселенную;
либо теряет интерес к развитию технологии симуляции; либо
продолжает развиваться, пока наконец не станет технически способной
смоделировать вселенную — и моделирует. Это всего лишь вопрос
времени. Способны ли мы на такое? Конечно, способны.
- Как только у такого общества все получится, оно создаст
множество разных моделей; число симуляций будет совершенно
несчетным. Ведь каждому захочется иметь свою вселенную.
- Когда модель достигнет определенного уровня (развития), она
тоже создаст собственные имитации и так далее.
Если вы умеете в математику, очень скоро вы доберетесь до точки, когда вам придется признать, что вероятность проживания в реальном мире крайне мала, поскольку она просто мизерная по сравнению с числом существующих симуляций.
Если так посмотреть, может быть наш мир где-то на 20 ступеньке порочной лестницы симуляций, которая уходит из настоящего мира.
Первая мысль, которая возникает после осознания этого, повергает в шок и ужас. Потому что жить в виртуальном мире немного жутко. Но есть и хорошие новости: это не важно.
Илон Маск и его единоверцы в действительности не ослеплены
иллюзией, они зацикленны на странном и устаревшем представлении,
что где-то должна быть конкретная реальность — они просто решили,
что наша не может быть ею. На самом деле, не имеет значения, какие
сверхсекретные проекты замышляются в их легкомысленно-зловещих
кампусах, вряд ли они когда-либо разорвут оковы физической
реальности. В конце концов, наши неизвестные создатели всегда могут
просто навести курсор мыши на их невесомые и нереальные тела и
нажать «удалить». Гораздо более тревожным является факт, что люди,
которые хотят уничтожить единственный мир, который у нас
действительно есть, — это те же люди, у которых всё больше власти
над ним.
Киану Ривз в матрице, возможно не только на съемочной площадке
«Настоящий» — всего лишь слово, информация — всего лишь валюта
Мы уже выяснили, что наше понимание реальности очень отличается от самой реальности. Но давайте также предположим на секундочку, что наша вселенная — компьютерная модель. Симуляция. Имитация настоящего мира, который мы никогда не знали. Это допущение приводит нас к следующей логической цепочке.
- Если вселенная смоделирована, то она по сути является
комбинацией битов и байтов (или кубитов, или еще чего-то) — то есть
информацией.
- Если вселенная — это информация или данные, то и вы тоже. Все
мы информация.
- Если все мы информация, то наши тела являются просто
представлением этой информации — вроде аватара. У информации есть
одно хорошее свойство: она не привязана к определенному объекту. Ее
можно копировать, трансформировать, менять по желанию. Просто нужно
иметь соответствующие инструменты.
- Любое общество, способное создать виртуальный мир, также
способно дать вашей «личностной» информации новый аватар (потому
что на это нужно меньше мозгов, чем на создание
вселенной).
Все это приводит к мысли, что мы все информация, а информация не привязана к определенному объекту вроде вашего тела. Философы и теологи давно пытаются нащупать связь между душой и телом, причем ученые (те самые, которые с математическим взглядом на мир) скептично смотрят как на философов, так и на концепцию души. В конце концов, теория виртуального мира — это еще одна религия, немного более современная, чем другие. Или предлагающая более рациональное объяснение вселенной.
Давайте подытожим. Реальность — информация, как и мы. Симуляция является частью реальности, которая ее создает, а все, что рождается дальше, уже моделируется с точки зрения тех, кто был смоделирован. Следовательно, реальность — это то, что мы получаем вместе с чувственным опытом. С физической точки зрения, в квантовом пространстве нет объективности — только очень субъективная перспектива.
Выходит, все «реально», пока вы это чувствуете, видите, понимаете, осознаете и постигаете вместе с повседневным опытом. Вселенная, которая была смоделирована, настолько же реальна для своих обитателей, как и настоящий мир для нас. Стоит ли переживать? Нет. Разве что еще раз восхититься тем, как все… хорошо устроено.