Nananana

Тем временем китайцы продолжают «жечь». На этот раз — с натриевыми батарейками. Слухи говорят, что в некоторых тендерах речь идет о $10 за кг (в то время как сталь стоит где-то $1 за кг, а батареи для электромобилей — $60–100 за кг).
При плотности энергии в 170 Вт·ч/кг это транслируется примерно в $60 за кВт·ч для систем хранения (на самом деле больше, ибо там часть энергии теряется и т.д., и т.п.).
Всякие западные исследования времен, когда зеленая повесточка была еще актуальна, указывали $80 за кВт·ч как цену, при которой имеет смысл массово устанавливать системы хранения как элемент энергетической системы.
Даже без учета всякой прерывистой генерации типа ветра и солнца это имеет смысл — поскольку, допустим, ядерные станции не могут маневрировать мощностью, и поэтому нужны другие источники энергии, чтобы компенсировать разницу в спросе днем и ночью.
Т. е. китайцы из CATL, видимо, близки к тому, чтобы похоронить не только «АвтоВАЗ» и корейских производителей батареек вместе с китайским же производителем электроповозок BYD, но и вообще почти всю зеленую индустрию за пределами Китая — ну, может, кроме производства ветряков (для которых опять же нужны редкоземельные металлы из Китая).
И да, развивающимся странам будет значительно легче строить энергосистемы — достаточно будет иметь мощности на среднее по суткам потребление, а не на пик.
Со всеми вытекающими следствиями для энергорынков и глобализации.
Но сначала, конечно, резко увеличится отрыв Китая в доступной энергии для ИИ.