Надо ли писать завещание? | ольга лазарева
ольга лазарева — 21.05.2012Из многочисленных источников о жизни за рубежом известно, что там основная масса населения возрастом за 40 составляют завещания, если, конечно, есть имущество. В нашей российской действительности завещание пока вещь редкая. Отчасти от того, что не приучен народ к этому с советских времен, когда, собственно и завещать основной массе народа было нечего: квартиры принадлежали государству, машин было мало, одним словом, не было у народа собственности.
Другое дело - сейчас, когда почти все являются собственниками приватизированных квартир, у многих не по одной квартире, а 2-3 и больше, много машин, дачи тоже сейчас в собственности. Одним словом, есть у нас класс собственников и есть что завещать. Только многие ли пишут завещания? Я сама неоднократно думала об этом, но пока не написала, у меня наследников двое - муж и сын, думаю, случись что, спора между ними не будет.
Но такая ясная семейная картина не у всех. Масса людей, где в прошлом по 2-3 и более браков, дети от разных браков, прошлых и настоящих. В таких случаях просто необходимо еще при жизни сделать распоряжение насчет своего имущества, если хочешь как-то отметить своих наследников: одним завещать побольше, другим поменьше, а третьим и вовсе ничего - как того заслужили. Вот на днях вернулась с отдыха, там за одним столом нас было четверо, все мы примерно одного возраста - 55-60 лет, и муж есть только у меня, а трое - вдовы, их мужья умерли в возрасте 50-54 лет. Но там, кроме квартир, ничего не было и все досталось вдовам и детям без споров. Вот недавно еще у одной знакомой умер муж, тоже 54 года, у него был свой серьезный бизнес и прилично недвижимости в виде зданий, квартир, дорогостоящего оборудования. Брак второй - жена и две дочери, и от первого брака сын, а еще живы оба родителя. Шесть месяцев еще не прошло и как будет все разделено - неизвестно, но завещания нет.
За последние годы умерли многие известные люди: Абдулов, Барыкин, Гурченко, Зыкина - насколько известно, никто из них не оставил завещания и вот пошла свара с дележом наследства. Спорят муж и дочь Гурченко, матери Абдулова и Барыкина с их молодыми женами. Непонятно, кто унаследует имущество четы Пороховщиковых - ведь прямых наследников у них нет. Молодые жены, конечно, попроворнее и половчее, чем старые матери 80-88 лет и присваивают большую часть наследства, обижая матерей. Адвокаты по наследственным делам могут рассказать немало историй о дележе наследства, когда родные и близкие люди становятся врагами. Конечно, есть и другие примеры, когда люди делят по справедливости и без вражды.
А если бы было завещание, то таких кровопролитий можно было бы избежать. Думаю, было бы правильно, если бы люди, у которых есть собственность и много наследников, к тому же от разных браков, все-таки заранее бы позаботились о завещании с тем, чтобы их наследникам не пришлось вести войну между собой.