Над чем сегодня шутят писатели-сатирики?
galina_vr — 15.08.2011Они шутят над тем же, чем шутили и вчера. В этом я убедилась, побывав в субботу на Зощенковских чтениях в библиотеке, носящей его имя (подробнее об этом мероприятии скажу ниже). Но вначале немного из своей биографии.
Мои первые литературные опыты были
связаны с сатирой и юмором, что объяснялось
просто: их краткостью. Их можно было опубликовать в стенгазете,
в многотиражке (корпоративной газетке), в городской газете и,
вершина того периода моего сочинительства – отраслевой
журнал. Попутно я посещала и литературный
клуб такого смешливого направления. Темы реприз у всех
авторов, в общем-то, повторялись: то был смех над производственными
неурядицами или над физиологическими
особенностями женщин-мужчин. Но я не о нас, земных.
В ту пору на сатирическом
небосклоне взошли многие светила: непревзойденный Михаил
Жванецкий (поначалу скрытый в тени великого артиста Аркадия
Райкина), Михаил Задорнов, блеснувший своим «вторым девятым
вагоном», Григорий Горин, Семен Альтов и ряд других
авторов, чьи имена
до сих пор на слуху.
И вот в минувшую субботу меня пригласили в библиотеку (пригласили в
качестве
зрителя) на традиционный фестиваль Михаила Зощенко. Все
мероприятие
происходило г. Сестрорецке, близ Питера – там похоронен
когда-то опальный писатель.
Организаторы постарались на славу:
выступал джаз-оркестр с репертуаром первых послевоенных лет (я
ехала вместе с музыкантами в специально заказанном библиотекой
автобусе и потом с ними чаевничала на конфетно-фруктовом столе). В
концерте кроме музыкантов выступали и начинающие
авторы-сатирики, и лектор, рассказывающий о группе писателей
«Серапионовые братья» – по стенам зала были развешаны их портреты и
биографические справки. Поначалу зрителей было не густо, но ко
второму отделению их натолкалось «под завязку»: стояли в проходах,
выдавленные в соседние залы книжного абонемента и интернет- услуг.
Дело в том, что ожидалось появление звезды!
Звездой явился Семен Альтов (на фото - в очках). Всем
известна его юмореска про три возраста жизни. Напомню ее. Первый
возраст: накануне пил-гулял – наутро ничего не заметно: второй
этап: накануне пил-гулял – наутро все на лице; третий: накануне ни
пил, ни гулял – а утром лицо, будто
пил-гулял всю ночь. Это – действительно шедевр, и сам автор
заметил, что, наверно, на его могиле напишут эпитафию из этой
миниатюры.
Другие прочитанные им юморески
тоже, тоже, в большинстве своем, были написаны давно. В
его багаже много реприз, однако тематически сюжеты разнообразием не
блистали:
или у героя схватило живот, или «встало-не встало» – такой чисто
мужской юмор.
Хотя женщины среди зрителей, по обыкновению, составляли
большинство, и тоже
активно реагировали, смеялись.
Замечу, что клан выступающих (или
издающихся за гонорар) юмористов, даже сравнительно
скромного свечения, надежно закрыт от посторонних. Когда я
сама еще посещала сатирический клуб,
то мечтой всех было проникновение в
гонорарные издания (ведь в многотиражках
не платили). Но выход в гонорарные издания или к
актерам-исполнителям имел лишь
узкий круг отцов-основателей клуба (ныне имена большинства из них
забыты). Однако,
недавно узнала я, что и сейчас
писатели-сатирики, выступающие хотя бы в библиотеках, не
обижены – гонорар автора-исполнителя за
один вечер заметно превосходит суммарный гонорар,
скажем, рядового автора-романиста.
И этот вечер показал, что волна
всенародной любви к выступающим сатирикам безмерна
– ни один беллетрист, ни один модернист такого обожания не
вызывает. После
выступления зрители окружили Альтова тесным кольцом, чтобы получить
вожделенный
автограф. Он был щедр, и раздавал их направо и налево. Тут «право»
и «лево»
имело еще и топонимический смысл, потому что импровизированная
сцена
располагалась посередине между двумя смежными зальчиками, забитыми
до отказа,
как я выше упомянула. (Две части публики сидели лицом к лицу,
а выступающий вертел головой туда и сюда).
Подведу итоги. На меня юмор
«низа», столь популярный в жанре сатиры-юмора,
наводит скуку. Михаилу Зощенко отдала дань в
юности, когда он был полузапрещенным писателем. А лучшими в жанре
считаю знаменитые книги Ильфа и Петрова про Остапа Бендера –
недаром тексты
рассыпались на цитаты. К Задорнову сохранила уважение за
его шедевр – «Второй
девятый вагон», но совершенно обрыдли его «тупые
американцы». Приятно бывает послушать и
Жванецкого, но в малых дозах.
А как вы относитесь к
писателям-сатирикам? И считаете ли их настоящими писателями?
Кто более "настоящий" - условная "Донцова" или условный "Задорнов"
?
|
</> |