"нация"?

ТГ.
Современный обыватель воспринимает "нацию", как естественное явление, сродни биологическому. Тем не менее, современным нациям от силы 200 лет. И это наиболее старые представители.
Нация - феномен политического порядка. Неслучайно в исторической науке существует т.н. школа "конструктивистов". Целая плеяда исследователей от Геллнера до Хобсбаума, от Андерсона до Брубейкера посвятила этому вопросу солидное количество времени и сил. И подавляющее большинство сходится во мнении, что 'нация' - это феномен эпохи Модерна. Однако, данный тезис вызывает вопрос: а что было до?
В эпоху домодерновых обществ, везде доминировал аграрный уклад. Почти всё население цивилизаций было сельским, что автоматически накладывало естественные ограничения. В виде мобильности: редкие выезды в город на рынок (сбыт сельхоз продукции), и общения: деревни и различные поселения при аграрном укладе самодостаточны. Поэтому контакты носили спорадический характер набегов соседних варваров или землевладельческой знати. Ситуацию усугубляла массовая неграмотность (за ред.искл.: финикийцы, евреи, греки) и неразвитость средств коммуникаций.
Формы идентичности носили иной характер. Как правило это вопрос крови:
1) Чей сын будешь? Родовая привязка характерна почти для всех обществ;
2) Вера. Христианин, мусульманин, зороастриец и т.д.;
3) Подданство. "Я слуга московского кесаря".
В связи с развитием управленческих практик и военной революцией (при ведущей роли пороха), правителям постепенно удалось создать более централизованные государства. Это позволило перейти в перспективе (на малых территориях: Корея, З. Европа) к этнической и культурной унификации населения. Однако всё ещё оставались классовые различия.
Решающую лепту внесла коммерциализация организованного насилия при капитализме. Непрерывное развитие военного строительства на самом насильственном континенте (Европа) заставило элиты мобилизовать в ряды армий неграмотную сельскую массу, которой необходимо обращаться со всё усложняющимся оружием и техникой.
Армия стала институтом первичной грамотности и плавки. Команды даются на одном языке, а чувство солидарности с сотоварищами нивелировало языковые и пр. различия. Характерным маркером эпохи стала армия Наполеона. Впервые люди шли в бой не за короля или Господа, а за территорию: "Viva la France!"
Вторым скреплящим фактором стало становление промышленности. Города поглощали и переплавляли крестьян на предприятиях.
Третьим: распространение массовой грамотности. Элиты транслировали свои ценности через газеты, литературу и историю. XIX век, стал веком расцвета национальных литератур в Европе. Но следует отметить, здесь заслугу печатного станка (пусть проявившего себя в полную мощь спустя 4 столетия).
Но я сознательно пропустил нюанс. Почему петрократии Ближнего Востока не создали наций в строгом смысле слова. Там по прежнему племена? Да и зарегулированный бюрократией Китай, так и не превратил до сих пор существующие 250 народностей в "хань минцзу" (хоть признал офиц. 50, а поглотил 120 с лишним за свою историю).
........
Статья мантпулятивная. Полностью проигнорирован фактор языка. А он важнейший.
Наций нет а евреи есть, ага.
Наций нет, рас нет, полов тоже нет. Чего ни хватишься, ничего нет.
|
</> |