"нация"?

топ 100 блогов gallago09.09.2023 Плуг, меч и книга.
ТГ.



Современный обыватель воспринимает "нацию", как естественное явление, сродни биологическому. Тем не менее, современным нациям от силы 200 лет. И это наиболее старые представители.

Нация - феномен политического порядка. Неслучайно в исторической науке существует т.н. школа "конструктивистов". Целая плеяда исследователей от Геллнера до Хобсбаума, от Андерсона до Брубейкера посвятила этому вопросу солидное количество времени и сил. И подавляющее большинство сходится во мнении, что 'нация' - это феномен эпохи Модерна. Однако, данный тезис вызывает вопрос: а что было до?

В эпоху домодерновых обществ, везде доминировал аграрный уклад. Почти всё население цивилизаций было сельским, что автоматически накладывало естественные ограничения. В виде мобильности: редкие выезды в город на рынок (сбыт сельхоз продукции), и общения: деревни и различные поселения при аграрном укладе самодостаточны. Поэтому контакты носили спорадический характер набегов соседних варваров или землевладельческой знати. Ситуацию усугубляла массовая неграмотность (за ред.искл.: финикийцы, евреи, греки) и неразвитость средств коммуникаций.

Формы идентичности носили иной характер. Как правило это вопрос крови:
1) Чей сын будешь? Родовая привязка характерна почти для всех обществ;
2) Вера. Христианин, мусульманин, зороастриец и т.д.;
3) Подданство. "Я слуга московского кесаря".

В связи с развитием управленческих практик и военной революцией (при ведущей роли пороха), правителям постепенно удалось создать более централизованные государства. Это позволило перейти в перспективе (на малых территориях: Корея, З. Европа) к этнической и культурной унификации населения. Однако всё ещё оставались классовые различия.

Решающую лепту внесла коммерциализация организованного насилия при капитализме. Непрерывное развитие военного строительства на самом насильственном континенте (Европа) заставило элиты мобилизовать в ряды армий неграмотную сельскую массу, которой необходимо обращаться со всё усложняющимся оружием и техникой.

Армия стала институтом первичной грамотности и плавки. Команды даются на одном языке, а чувство солидарности с сотоварищами нивелировало языковые и пр. различия. Характерным маркером эпохи стала армия Наполеона. Впервые люди шли в бой не за короля или Господа, а за территорию: "Viva la France!"

Вторым скреплящим фактором стало становление промышленности. Города поглощали и переплавляли крестьян на предприятиях.

Третьим: распространение массовой грамотности. Элиты транслировали свои ценности через газеты, литературу и историю. XIX век, стал веком расцвета национальных литератур в Европе. Но следует отметить, здесь заслугу печатного станка (пусть проявившего себя в полную мощь спустя 4 столетия).

Но я сознательно пропустил нюанс. Почему петрократии Ближнего Востока не создали наций в строгом смысле слова. Там по прежнему племена? Да и зарегулированный бюрократией Китай, так и не превратил до сих пор существующие 250 народностей в "хань минцзу" (хоть признал офиц. 50, а поглотил 120 с лишним за свою историю).



........

Статья мантпулятивная. Полностью проигнорирован фактор языка. А он важнейший.

Наций нет а евреи есть, ага.

Наций нет, рас нет, полов тоже нет. Чего ни хватишься, ничего нет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сижу на кухне, копаюсь в интернетах. Супруга в ванной, наводит красоту. Мелкий в комнате один, судя по «завыванию сирены» изображает полицейскую облаву. Прислушиваюсь, точно: «Нарушитель, немедленно остановитесь! Прижмитесь к обочине!» Потом снова звук сирены, потом, видимо, прилетел верто ...
Мы с сестрой очень близки (несмотря на драки в детстве), и многое друг другу рассказываем. Приходит ко мне намедни, в расстройстве. Начинаю расспрашивать, оказывается, у нее состоялся разговор с мамой на тему деторождения, а именно - они перебирали ...
Генетики начали понимать, каким образом мы наследуем свинцовые мерзости жизни прошлых поколений. Многие полагают, что родина — понятие гуманитарное. Собственно, так думают почти все, за исключением совсем уж упертых, неумолчно рассуждающих про русский генофонд. Разумеется, Эфиопия ...
Часть вторая. 1. Снова освоение Сибири. 2. Мундир иркутского гражданского чиновника, конец ХIХ-начало ХХ века. 3. Форма ученицы Девичьего института Восточной Сибири, конец ХIХ века. 4. Теодолит, производства Царства Польского, конец ХIХ века. 5. Лампа керосиновая с ...
Новость из соседнего района Восточное Измайлово. Здесь на Сиреневом бульваре в доме 58А располагается школа самоопределения №734 им. Тубельского. Сегодня дети не пошли учиться в школу, а вместо в них в школу пришло более 200 рассерженных родителей. Что же произошло в этой школе? ...