"Начинающий художник"
bibkniga31 — 23.06.2023 "...каждое прикосновение художника к бумаге является стенограммой его чувств и переживаний" - так говорил Валерий Сергеевич Алфеевский о рисунке. Этот художник никогда не отделял искусство книги от искусства вообще, но книжный рисунок обязательно должен обладать ёмкостью и быть понятным: "у него есть обязанности и обязательства". Недаром говорят, что в иллюстрации, как и в пейзаже, портрете, всегда важна свобода и эмоциональность, доверие мастерству собственных рук. Валерий Сергеевич обладал этими качествами в полной мере. Когда-то, в далёком детстве, родители отправляли его за провинности в комнату с книжными шкафами - "подумать над своим поведением". И мальчишка, который только недавно научился читать, брал с полок не какие-нибудь сказки, а произведения Аверченко, Горького и даже... Ницше! Стихи Северянина вообще декламировал наизусть, вызывая удивление взрослых. Казалось бы - прямая дорога в писатели, но нет, Валерий взял в руки кисть, по примеру своего отца, что в свободное время очень любил писать маслом.Сказки были позже, гораздо позже. Алфеевский считал, что даже если художник привносит что-то своё в книгу, то он не может уходить от автора, не может не следовать его замыслу, чтобы не сбивать с толку читающих, особенно, детей. Чтобы иллюстрировать, нужно не только прочесть, но и обязательно сложить своё мнение о героях произведения. К примеру, когда Валерий рисовал Принцессу на горошине, то был убеждён: принцесса - маленькая авантюристка. Разве могла постучаться в королевские ворота та, что не готова рисковать? Редакторы упрекали его, что принцесса не может так выглядеть, но художник только посмеивался: "Какая историческая достоверность, о чём вы? В сказке Андерсена короли спят в короне и открывают двери в дождь!". Но уж если в сказке речь идёт о конкретной местности, то тут Алфеевский будет достоверен: Копенгаген в "Снежной королеве" - город с ратушей на площади, с островерхими башенками, уютными домиками местных жителей.
Однажды, одна из посетительниц выставки работ художника увидела московские пейзажи на картинах и воскликнула: "Я никогда не думала, что живу в таком сказочно красивом городе!". Валерий Сергеевич с улыбкой ответил: "А может, и в самом деле мы живём в сказочно красивом городе, только это надо увидеть". И он видел всё! "Перо художника исключительно выразительное. Оно обладало каким-то особым быстрым движением, а иногда как бы останавливалось и делало точку, лёгкий наплыв, ломкие, динамичные линии превращали городской, лесной пейзаж, жанровую обыденную сценку, в чудесное, романтическое, возникал сплав абстрактного и очень конкретного, зримого" (Л. Кудрявцева). Не только сказки, но и обычный пейзаж в рисунках Алфеевского полны тепла и улыбки. Даже книжицы о природе, под его лёгкой рукой превращались в волшебное царство зелени, где каждая букашка и козявочка могла превратиться в "элегантную хозяйку цветов и травы".
Валерий Сергеевич был графиком, но очень любил писать маслом, никогда не забывая уроков, данных ему отцом. Вот есть художники-классики, есть новаторы, а Алфеевский был и тем, и другим. Он всегда искал свой путь, и всегда находил его. Замысел и композиция "дружили" между собой, но художник был часто недоволен тем, что делал, даже уничтожал свои работы, если видел их несовершенство. Мы знаем его работы, ну, а как же по-другому. Пусть не всем Алфеевский известен как пейзажист, но уж сказки того же Андерсена читали все. А ещё были иллюстрации книг Прокофьевой, Гауфа, Маршака, Каверина, Успенского, Кэрролла... Сам же о себе Алфеевский говорил: "Я художник начинающий", потому что стремился нарисовать по-новому, так, как до него никто и никогда не рисовал.
Владимир Сергеевич Алфеевский родился 23 июня 1906 года, скончался 4 сентября 1989 года.
|
</> |