Начало компании "Дед Мороз против Санта-Клауса"
anty_oppozition — 05.12.2010
Дед Мороз стал Дедом Морозом, благодаря существованию вполне
конкретного и живого прототипа, о чем мало кто знает.
Давайте разберемся, кто такой Дед Мороз, как Дед Мороз пришел
в Россию, как Дед Мороз поселился в Великом Устюге.
Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря
существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в
Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец в
католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дед
Мороз – это собирательный образ, построенный по мотивам агиографии
Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств
Позвизда, Зимника и Корочуна. Первоначально Дед Мороз был языческим
божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и
пурги. Дед Мороз – поначалу он собирал жертвоприношения – воровал
детей и уносил их в мешке. Однако со временем – как это часто
бывает – всё поменялось, и под влиянием православных традиций Дед
Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Дед Мороз впервые
появился на Рождество в 1910 году.
Дедушка часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой
бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.
18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения
Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по
наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные
морозы, и вступает в силу настоящая зима.
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской
области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг —
родина Деда Мороза».
25 декабря 1999 года в городе Великий Устюг состоялось
торжественное открытие Дома Деда Мороза. В город идут туристические
поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны
специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших
город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч[9]. По заявлению
Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала
реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем
от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз
и снизилась безработица.
В советское время, согласно фильмам и мультфильмам, Дед Мороз
обычно жил на Северном Полюсе.
Облюбовал Дед Мороз для своего поселения город северный Великий
Устюг, город церквей белокаменных, природы красоты неописуемой,
город первооткрывателей и землепроходцев, город золотых рук
мастеров и народных промыслов, город-заповедник, город
православный. В этом-то старинном граде Великом Устюге, что на
берегу Сухоны реки, в бору сосновом и построил себе Дед Мороз терем
узорчатый. Круглый год там сказка живет и вас ждет!
Но в последнее время происходит подмена образа
Деда Мороза...
Первоначально Дед Мороз имел в своём гардеробе только
синюю (преимущественно) и белую шубы, но в
середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета
костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся
национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с
цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе. Так
произошел 1 этап подмены нашего Деда Мороза...
Получается, что и Дед Мороз, и Снегурочка были «созданы» задолго до того, как они стали неизменными героями новогодних праздников. Первым «пробился» на праздники Дед Мороз. Произошло это еще в конце XIX века, но только в городах, где деда с большой белой бородой, одетого первоначально в деревенский тулуп, позднее – в синюю шубу, стали использовать для раздачи рождественских подарков, якобы принесенных им из леса.
Завоевать широкую популярность Дед Мороз не успел, так как после
революции празднование и Рождества, и Нового года были запрещены,
как и украшение елки. Полностью изжить зимние праздники не удалось,
и во второй половине 30-х годов власть разрешила праздновать Новый
год и устраивать для детей представления у наряженной елки.
Тогда-то и «возродили» Деда Мороза, который теперь стал раздавать
новогодние подарки, о рождественских уже и не вспоминали.
С 1937 года начали проводить для детей елки в Кремле, неизменным
участником которых был сказочный Дед Мороз. Постепенно сложился
облик новогоднего волшебника, ставший каноническим – большая белая
борода, красная шуба до пят, подвязанная кушаком,
такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги),
большой посох, мешок с подарками. Первые годы советский Дед Мороз
обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь
зверюшек.
Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних
праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям
культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи.
Самым удачным персонажем оказалась Снегурочка, быстро завоевавшая
популярность у детей, но ставшая Деду Морозу внучкой, а не дочкой,
как раньше.
В советское время был распространён такой имидж Деда Мороза: он
являлся детям под Новый год и дарил подарки. В декабре 1935 года
соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев
опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать
для детей празднование Нового Года. На праздник Дед Мороз приходит
с внучкой – Снегурочкой. Сегодня Дед Мороз стал символом праздника
Нового Года.
Более двух поколений населения России уже не знает каким
был Дед Мороз на самом деле. А после распада СССР, Дедушку вообще
начали заменять на американского Санта-Клауса.
В магазинах начали продавать игрушки с изображениями Санта-Клауса,
а на ценнике надпись Дед Мороз.
Игрушка новогодняя "Дед Мороз" (Ирландия) Art.
11231
Композиция светодиодная "Дед Мороз" (Ирландия) Art.
SHG-1/2
Обе игрушки продаются в популярном интернет-магазине Podarki.ru
И это только пример. Зайдите в любой магазин в вашем городе, и
посмотрите на новогодние игрушки.
Наименование
Украшения
фигурные Дед Мороз
Описание
Дед Мороз
Разве это наш Дед Мороз?
Вам будет предлагаться Санта-Клаус с надписью Дед Мороз, хуже всего
детям. Они уже запомнят такого "Деда Мороза", так и происходит
стирание нашего образа Дедушки.
коробочка из бархата в виде Дедушки Мороза
Открытки теперь также печатаются с изображениями
американского Санта-Клауса, а нам опять же преподносится как
Открытка Деда Мороза
Больше всего поразило вот что.
Даже ссылку на это опубликую: http://kazan.olx.ru/2009-iid-16142108
Так вот некое Агенство "Команда праздника", находящаяся в
Казани, еще в 2009 году организовало горячую
линию Деда Мороза, а в качестве рекламы
выступала вот эта фотография
Один из рекламных банеров, превращающих русского Деда Мороза в
импортного придурка.
ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?
Откуда берутся Санта-Клаусы в рекламе?
Западные компании, выходя на российский рынок, не утруждают себя производством специальной рекламы для России. Сняв один рекламный ролик, они показывают его и в Америке, и в Европе, и у нас; только надписи и диалоги переводят на русский.
Так, в частности, нам показывают рекламный ролик «Праздник к нам приходит…» с огромными грузовиками, которыми никогда не ездили по российским дорогам. В другом ролике дети (говорящие по-русски) на дне рождения надевает американский колпак, о которых у нас вообще никто не знает.
Дело в том, что западные рекламщики не могут знать наших традиций, а российские рекламные агентства хотят получать как можно больше, ничего при этом не делая. Зачем снимать собственный ролик, когда можно взять уже готовый?
P.S. Единственное приятно исключение – компания «Пепси», порадовавшая нас в 2005 году рекламой с настоящими Дедами Морозами (в роли которых выступала «Дискотека Авария»).
Откуда берутся Санта-Клаусы в российской телерекламе?
Солидное рекламное агентство может себе позволить снять собственный рекламный ролик и, конечно, в нём покажет Деда Мороза.
Но небольшие малобюджетные студии делают проще: они берут своих персонажей из «банка рекламных роликов» (это набор уже снятых кем-то рекламных сюжетов без привязки к какой-либо фирме, куда нужно просто вставить название фирмы – и реклама готова).
Так рождается "халтура" типа рекламы МТС (2005 года) с Санта-Клаусами на бирже.
Откуда берутся Санта-Клаусы в российской печатной рекламе?
С рекламой западный фирм понятно – один раз создав макет рекламного постера, его просто переводят на европейские языки. В данном случае это понятно – ведь рекламируется не что-то российское, а западная продукция; и здесь Санта-Клаус вполне уместен.
Но вот когда вы видите Санта-Клауса на рекламе российской фирмы – это значит, что фирма решила сэкономить, и обратилась в дешёвое дизайнерское агентство к откровенным «халтурщикам». Это агентство само ничего не создаёт, а просто берёт фотографии для своих реклам из западных «банков фотографий» (пиратские диски с которыми можно купить на «Горбушке» по 100 рублей.)
Горе-дизайнер берёт подходящую картинку и вставляет её в рекламный буклет. Отсюда в рекламах совершенно разных фирм попадаются одинаковые фотографии «счастливых семей», «улыбающихся детей» и «смеющейся молодёжи».
Фотографии сделанные кем-то один раз кочуют из рекламы в рекламу. То же самое касается и Санта-Клауса.
Вместо того, что взять фотоаппарат, пригласить актёра, одеть его в костюм Деда Мороза, и получить оригинальные фотографии проще воспользоваться готовыми западными библиотеками.
Откуда берутся Санта-Клаусы на рисунках?
В последнее время можно встретить гибрид Санта-Клауса и Деда Мороза. На рисунках стали встречаться Деды Морозы в валенках, с красным поясом и… в ночном Санта-Клаусовском колпаке.
Это результат того, что художник просто не знает (или не понимает) что он рисует.
Увы, всё это следствие того, что мы стали забывать
нашу культуру.
В Рунете уже началась компания "Дед Мороз против Санта
Клауса! Поддержи русского Деда Мороза!"
Приближается Новый Год! Нет, что я говорю – приближается Нью Йеар!
И скоро нашим детишкам не Дед Мороз, а Санта Клаус принесет
подарки. Точнее, презенты. Сначала он обрадует нас новостью про
Мерри Кристмас, а потом посулит всем Хэппи Нью Йеара. Ведь
научились же мы выговаривать: Хэппи Бёздей ту Ю! И уже привыкаем к
празднику Святого Валентайна. И тыкву разрисовываем в пресловутый
день Хэллоуина. Вы меня андерстэнд? Ну, значит, всё
океюшки-о`кей!
Ну а если всерьез, то – не сами ли мы, дорогие друзья, раскрываем объятья навстречу Мисс Глобализации? Не сами ли спешим сменить свои давние традиции и праздники на заокеанский эрзац в яркой обертке?
Мы уже настолько привыкли к постоянному обману всюду и везде, что не замечаем и подмены родного нашего Деда Мороза имитацией в виде китчевого Санта Клауса! Мы дарим своим детям игрушечных сантаклаусов, украшаем ими елки, весело напевая при этом известный новогодний мотивчик. Наших детей поздравляет с Новым Годом не сказочный Дед Мороз из далекого детства, а какой-то бородатый тип, который "работает под нашего". О настоящем русском Деде Морозе дети, увы, уже почти и не помнят.
Спросите у своих бабушек и дедушек, как они , детишки, водили
хороводы и пели новогодние песенки, а утром с замирающим сердцем
заглядывали под елку: что принес нам Дед Мороз? Где всё это? Где
она, сказка НАШЕГО детства? Осталась только в старых фильмах, да в
воспоминаниях людей, родившихся в другом тысячелетии, в другом
веке, в другой стране.
Пора покончить с этой аномалией и напомнить себе и всем о
том, что у нас есть СВОИ традиции, которые нам ближе, понятнее и
роднее.
Прессинг со стороны чужой и чуждой нам поп-культуры продолжается, и нам по-прежнему назойливо предлагают чужие мифы, традиции, символы и ритуалы, в том числе и рождественские. Сегодня даже хладнокровные и ко всему привыкшие европейцы начинают отстаивать свои национальные традиции, связанные с Новым Годом. Давайте и мы поддержим нашего Деда Мороза, восстановим пошатнувшееся здание нашей традиции, нашей национальной культуры!
Всех, кому дороги воспоминания о детстве, дороги традиции наших отцов и дедов, приглашаем принять участие в этой акции.
Цели акции
1. Привлечь внимание к проблеме искажения отечественных традиций
празднования Нового Года;
2. Напомнить об особенностях, истории и происхождении нашего Деда
Мороза;
3. Призвать всех отмечать Новый Год с Дедом Морозом без Санта
Клауса;
Разумеется, мы не хотим ограничиться новогодними праздниками и
тематикой Деда Мороза, Снегурочки и т.д. Ведь проблема гораздо
серьезнее – быть или не быть нашей самобытной культуре! Поэтому
акцию по возрождению русских новогодних традиций мы рассматриваем
как ПЕРВЫЙ ШАГ. Но начать борьбу нужно с небольшого, но конкретного
дела. Пусть этим конкретным делом станет новогодний праздник в
традиционном русском формате!
• Опубликовать в этом или своем блоге сообщение в
поддержку Деда Мороза;
• Встретить Новый год с Дедушкой Морозом, а не с Санта Клаусом;
• Рассказать своим (или посторонним) детям историю о Деде
Морозе;
• Поместить на своей странице баннер (или ссылку) на эту
информацию.
По этой ссылке вы
можете узнать явные отличия Российского Деда Мороза от
американского Санта-Клауса