Начало | Inception

"Начало" - необычайно мощный и серьезный для летнего
сезона фильм.
Изнуренные жарой, люди спасаются в прохладных залах кинотеатра.
Казалось бы, им и показывать нужно что-нибудь
прохладительно-легкое, курортно-необременительное. Да такими
фильмами, в общем-то, и наполнена летняя афиша.
Так нет! Граждане идут смотреть сложное и напряженное кино, двух с
половиной часовое, требующее пристального, неослабевающего внимания
и немалых интеллектуальных усилий. Которых, если уж быть честным до
конца, кинематограф практически перестал требовать от зрителей даже
в более комфортные сезоны.
Оказывается, напрасно. И все эти разговоры о том, что зритель не
дозрел, или не готов, или "что зритель диктует, то мы ему и
даем", все эти, вроде бы подтвержденные авторитетными экспертами с
цифрами в руках мнения профессионалов о несостоятельности
зрительской аудитории для восприятия действительно вдумчивого
современного кино – все это лишь попытки оправдать собственную
неспособность производить такое кино.
Такого кино действительно мало. И России, и в Голливуде – в мире.
Мало кто умеет его снимать. Мало кому в голову приходят
нетривиальные мысли. Мало у кого хватает энергии пробивать свое,
оригинальное, когда вокруг десятки маркетологов с умным видом
убеждают, что это оригинальное и нетривиальное никому не нужно,
потраченные на современные дорогостоящие спецэффекты деньги не
вернуться, команда из актеров первой лиги окажется в накладе,
репутация режиссера – поверженной навсегда.
А вот режиссер и продюсер, (он же и сценарий написал) Кристофер
Нолан оказался не из пугливых: снял высокотехнологичный и
психоделический триллер о путешествиях и сражениях в дебрях
подсознания за сокровища, там скрывающиеся.
Собрал восхитительную команду: Леонардо ДиКаприо в очередной раз
поразил до глубины души, а ведь есть еще и молодое пополнение –
Джозеф Гордон-Левитт, который, наверняка, после этого фильма
передвинется в голливудской табели о рангах на новую высоту,
и Эллен Пейдж – смелая и серьезная девушка, и опасная, но
притягательная француженка Марион Котийяр, и … еще несколько
замечательных актеров, перечислять замучаешься, но не упомянуть
Майкла Кейна и Тома Берренджера, ветеранов экрана, просто
преступно. Хотя они, ветераны, уже отошли в сторону, освобождая
площадку новым мощным силам.
Вот именно мощь, сила высказывания поражает в фильме Нолана.
Ведь были и раньше целые саги о том, что жизнь – есть сон, а сон
суть реальность, (см. трилогию "Матрица", "Ванильное небо"),
расследования в подсознании ("Клетка" с Дженифер Лопез) , всякие
многоуровневые реальности с переходами с одного уровня на другой и
с изменением параметров пространства и времени при переходе (а это
уже наши "Дозоры" и какая-нибудь бедненькая "Запрещенная
реальность").
Не говоря уже о том, что приключениями разного рода спецагентов
буквально переполнен сегодняшний экран: на суше и на море, на войне
и в корпоративных битвах, да уже и в сугубо мирной жизни – агенты,
агенты, кругом одни агенты.
Вот и во сне у Нолана все происходит по привычной схеме: сначала
нам покажут, чем примерно занимаются эти доблестные профессионалы
ментальных атак. (Нет, скорее, астральных, подсознание все-таки
больше связано с астралом, чем с менталом). Потом – сбор команды,
примерно так же, как для своих вполне себе земных нужд команду из
друзей собирает какой-нибудь Оушен – мастера разных специализаций,
среди которых – и новичок, и ветеран, и преданный делу середняк, но
все они – одна команда. А потом – собственно дело.
У друзей Оушена – старое доброе ограбление банка.
У других – например, у Сталлоне в "Неудержимых" - ликвидация
плохих и спасение хороших.
А здесь вот - расследование и кража данных, а также внедрение мема
(ментального вируса). Во сне, сквозь сон. Почему же такое
сильное впечатление?
С папой. Похоже, что это явь...
С женой. Это точно сон...
С напарницей. Явь? Нет, все-таки, сон... Сейчас также, в
зеркале, перевернется на небо целый город.
Нолан любит зеркала...
Объект, жертва, цель внедрения мемо-вируса...
Команда за работй. Все спят - они на следующем уровне сна
бегают и стреляют. Один - на посту...
Сон или явь? Есть способ проверить...
Команде Нолана удается внедрить в сознание (или подсознание? Нет,
мы, непрофессионалы, не разберемся!) зрителя абсолютно внятное
ощущение этой многоуровневой реальности, перемещения внутри нее,
наблюдение всевозможных невероятных, но вполне возможных – во сне –
нарушений привычных представлений и законов природы.
В "Матрице" нам об этом долго и подробно рассказывали, но без
полного погружения. А здесь – не программное выступление, которое
должно расставить все точки над И в такой картине мира – а уже
история, происходящая в этом варианте реальности, о котором не
рассказывают, а показывают.
Как встает на дыбы и заворачивается в клубок город.
Как из парящих в невесомости людей делают удобную вязанку и
транспортируют, куда надо.
Как долго, бесконечно долго, на протяжении половины фильма, падает
и никак не может упасть фургон с моста.
Фантастические города – и фантастические руины. Архитектурные
лабиринты.
Графика и идея, для воплощения которой необходима эта графика,
нашли друг друга. И от их соединения возникло нечто новое, гораздо
более убедительное и осязаемое, чем черно-зеленые дидактичные миры
"Матрицы".
Лучше один раз увидеть – вот мы и видим. Ну, и, конечно, открытый
финал, вызывающий бурные аплодисменты зала, несломленного двух с
половиной часовым разгадыванием головоломок – а теперь вспомните,
когда в последний раз в кино вы слышали аплодисменты?
Начало | Inception: США, Великобритания -
2010
P.S. Леонардо ДиКаприо - очень хороший актер.
P.P. S. Кстати, про открытый финал.
Я, вот, думаю, что он - не открытый, что последняя сцена - это тоже
сон. И у меня есть минимум два аргумента в пользу этой
гипотезы.
А у вас есть аргументы? Вы что-то такое заметили? Напишите в
комментариях.
Или вы считаете по-другому? Тогда - тоже пишите.
Вместе с этим смотреть: Остров проклятых |
Shutter Island
Вместо этого смотреть: 12 обезьян | Twelve
Monkeys
В этот день в 2006 году: Моя ужасная няня |
Nanny McPhee
киноУХО -
авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали
Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн
|
</> |