Наброски к теме: Юрий Гагарин как политическая фигура
krylov — 14.04.2013 — Персоны К советской космической программе можно относиться по-разному. Насколько по-разному, зависит от точки зрения, информированности и прочих обстоятельств. Обсуждать эту тему "вообще" я сейчас не намерен, хотя она того стоит. Но не сейчас, да.Однако об одной из двух центральных фигур "космического мифа" стоит сказать пару слов именно сейчас. Я имею в виду Юрия Гагарина.
Несмотря на всесоюзную и всемирую известность, Гагарин - человек без биографии, "герой одного полёта". Что он делал до 12 апреля 1961 года, и особенно - что он делал после этой даты, как бы неинтересно. Все только помнят, что он прожил ещё несколько лет и так вот нехорошо получилось, что он погиб. В советское время эту тему сопровождали невнятные слухи, что, дескать, такое дело, "парень загордился, стал выпивать, пошёл летать нетрезвый, остановить его не могли, герой же - ну вот и погиб, оттого что возомнил о себе, вознёсся". Такого рода разговорчики обычно запускали и держали на прокрутке компетентные органы, причём во вполне определённой ситуации - когда надо было прикрыть какие-то "обстоятельства". Вот только какие?
Впрочем, странностей было достаточно и при жизни. Например, Гагарин был избран делегатом на XXII съезд партии, но на съезд не попал. По официальной версии - "споткнулся, упал, ударился о камушек, очнулся - полморды разбито, врачи прописали постельный режим". Думаю, понятно. Понятно, и кто бил, и что донести хотели ("не выступай, герой, довыступаешься, сиди лучше тихо"). Донесли, кстати - Гагарин на предпоследнем дне съезда появился, но не выступал, а сидел именно что тихо и слушал Титова [1].
Ситуация становится ещё более интересной, если обратиться к деталям политической биографии первого космонавта, и особенно - его отношений с формирующейся тогда "русской партией". Например, его добрые отношения с Ганичевым достаточно известны, как и с тогдашними "молодогвардейцами", например, с Верченко. Однако никакого особого криминала в этом не было. В конце концов, всё это были хоть и русские, но ответработники. И к тому же из самого факта близкого знакомства ещё не следует, что у Гагарина были какие-то политические взгляды. Хотя для советских чрезвычайно важно, кто с кем пил (так как это единственная доступная им форма доверительного контакта, если, конечно, не считать рабочих моментов), но не до такой же степени. Может, и пил, да не факт, что в ту же дуду дудел.
Однако остались свидетельства того, что у Гагарина была собственная политическая позиция. По тем временам - крайне смелая и даже радикальная.
Вот, например:
Оригинал взят у ycnokoutellb в Как Гагарин возмущался советским варварством
"...Недавно в одной газете я прочитал статейку под рубрикой "Меры приняты. Отвечая на письма читателей". В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе. Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. Дело сделано. Прах перенесен. Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.
На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.
Вы скажете, что, мол, Гагарин раскритиковал всех, а есть ли у космонавтов свои традиции? Да, есть. Уже сложились новые неплохие традиции у космонавтов. Стало уже неписаным правилом, что перед полетом космонавты приходят на Красную площадь, приходят в мавзолей Ильича и дают клятву выполнить порученное задание, чего бы это ни стоило. За несколько дней до полета у нас проходят традиционные собрания, на которых специалисты, космонавты и их дублеры докладывают о своей готовности к полету. Традиционным стало посещение родины Циолковского по возвращении из космоса. Это является своеобразным почетом перед великими основоположниками космонавтики..."
Выступление Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Текст хранится в Российском Государственном архиве социально-политической истории, фонд № 1, опись 2, часть 2, единица хранения 471.
Мы попросили прокомментировать этот отрывок летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова:
"Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты - несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковленными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам. Можно ли поднять патриотизм, если люди так относятся к своей культуре? На это могли пойти только люди бескультурные - как можно было разрушить такую красоту?
Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне - о гренадерах, такие как "Гренадерам у трактира сено постелили", "Как гром, грохочет женка". Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его".
Скорее всего, Леонов прав: Гагарин верующим не был [2]. Но надо понимать, что в 1965 году упоминание об уничтоженном большевиками храме могли восприниматься только как первостатейная крамола. Дальнейший текст с упоминанием "мавзолея Ильича" указывал на то, что автор это прекрасно понимал и строил своё выступление так, чтобы сразу же после крамольных слов продемонстрировать свою лояльность ("я исправно посещаю главный жертвенник нашего божества и приношу там клятвы"), и связать оба отрывка "архитектурной" темой ("храм" - "мавзолей"). То есть человек понимал, что говорит.
Заметим: это было выступление на Пленуме ЦК ВЛКСМ. В широкую печать не пошло, но кому надо было - те услышали.
Ну а какие выводы (в том числе орг) из этого были сделаны - мы можем только гадать. Но если самый знаменитый советский человек (кроме разве что Ленина) позволяет себе открытое русофильство, интерес к проклятому царскому прошлому и прочие такие вещи - то выговором без занесения он бы, наверное, не отделался. Хотя и на серьёзные карательные меры это тоже как-то не тянуло. Если, конечно, дело ограничивалось только этим.
Впрочем, "кто ж его знает". Это как раз тот случай, когда "дело ясное, что дело тёмное".
А так - - -
[1] Хотя, конечно, возможно и то, что "пьяный прыгнул от жены", как пишет Жарковский, ссылаясь на Каманина.
[2] Известная фраза "Гагарин летал - Бога не видел" не является фальшивкой: нечто подобное написано в книге "Дорога в Космос". С другой стороны, судя по тому, насколько книжка набита штампами и как мало там живого голоса, Гагарин писал её не сам (в отличие от книжки по психологии космонавта, изданной в соавторстве - из печати она вышла почти сразу после смерти).
)(
|
</> |