Наблюдение
edgar_leitan — 09.02.2020Читаю записки российских френдов о русской культуре. В очередной раз с раздражением понимаю: В России или, шире, в поле русской культуры, непременно, всеобязательно нужно быть гением, чтобы хотя бы с большой натяжкой считаться человеком. А если и не полным и абсолютным гением, то хотя бы кем-то с синдромом пониженной гениальности. Потому как просто добротности выучки и профессионализма в своём конкретном деле русский человек не признает нипочём. Ещё не побыв ни дня учеником, русский самородoк нередко уже непременно желает учительствовать (читал такое о философе Владимире Соловьёве: он-де в двадцать с чем-то лет "превзошёл всех своих учителей", отчего мне сделалось смешно и грустно). Либо ты гений, пусть и пониженный, и тогда тебе всё позволено, иногда даже и злодейство, либо тебе впору на помойку как полному ничтожеству.
В науке -- либо череда вселенских открытий, одно крупнее другого, либо ты полный ноль, не состоявшийся как учёный. Либо ты Поэт (т. е. Пророк, к которому никогда не зарастёт народная тропа), либо примитивный и узколобый гражданин, плавно переходящий в мещанина с фикусом в кадке, слониками, с презреннейшей сберегательной книжкой и отдыхом в all inclusive.
Всегда это навязчивое, непременное и боязливое сравнение себя с другими, культура фаллометрии, возведённой в культ: попадаю ли я в список то ли известных, то ли популярных, то ли знаменитых? Какой длины у меня хирш и не зачесался ли снова гондурас... А если в списки не попадаю, то я никто и звать меня никак. Жизнь перечёркнута и лишена какого-либо смысла!
Всегда этот ужасающий дуализм: чай или кофий, физик или лирик, Афины или Иерусалим, Дионис или Аполлон, Ветхий Завет или Новый, Запад или Восток, мистика или прагматика, Обломов или Штольц, Достоевский или Толстой, поэт или гражданин, либерал или государственник, любитель котиков или собак... Какие книжки непременно обязаны быть прочитаны культурным человеком (вернее -- тем, который бы желал считаться культурным), списки этих книг, один причудливее и разнее другого, какие артхаусные фильмы просмотрены, прослушаны оперы и заучены канонические толкования музейных картин, чтобы с умным видом всезнающего ввернуть всё это в беседе на кухонных посиделках или просто флиртуя...
Вся эта стянутость жгутом культурных реминисценций, отражений отражений, отсылок и отсылок к отсылкам, а также зависимость от оценок "авторитетных людей культуры", просто знакомых или занимающих у тебя деньги "друзей", на самом деле, мыслительно совершенно обессиливает. И даже эпатируя общество, русский культурный человек безнадёжно от него зависит. Даже когда гвоздями прибивает муде с удом к брусчатке Кровавой площади.
В своё время, лет 27 назад, мне сильно помог сoвет моего тогдашнего церковного ментора: никогда не сравнивать себя с другими. И года два назад этот императив был дополнен ещё более дельным: если с кем-нибудь себя и сравнивать, то ни в коем случае не с другими, а себя сегодняшнего с собою же вчерашним. Последний, самый лучший и мудрый совет из всех мною в жизни слышанных -- уже не от магистра ордена иезуитов, но от великого и несчастнейшего Джордана Питерсона.
Кстати, именно отсюда, из этого инфантильного максимализма весь этот культурно закреплённый в русской культуре и тщательно лелеемый надрыв (достоевщина или цветаевщина; другую сторону я замечаю меньше, поскольку она меня не раздражает).
Господа, милые и хорошие, а также и товарищи, кои мне симпатичны гораздо менее! Я понимаю, что я тысячу раз неправ и субъективен. Но прошу вас, не надо мне в oчередной раз ставить диагноз русофобии. Я свои диагнозы знаю лучше вас, гении вы мои! Просто мирно отпиштесь, без комментариев и занудных уведомлений, сделайте милость!
|
</> |