На вырост

топ 100 блогов green_dormouse05.08.2014

У многих из нас в детстве были такие вещи, купленные родителями "на вырост". Длинные рукава и брючины, проймы до талии... Чаще всего это были какие-то куртки, пальто, шубы или спортивные костюмы. Почему-то их покупали летом и заставляли мерить в самую жару. Я тихо ненавидела и эти вещи - большие, несуразные, жаркие, и эти примерки, когда хочется убежать в сад в трусах и майке, залезь с книжкой на яблоню и там сидеть до вечера, перебираясь с ветки на ветку за самыми вкусными яблоками. А вместо этого: "Встань ровно! Повернись! Подыми руки! Опусти! Наклонись! Ну, зимой как раз будет..." А оно колет, чешется, потеешь и ждешь с нетерпением, когда же эта каторга закончится.

Правда, случалось так, что к зиме эта вещь приходилась уже вполне по размеру, да и становилась любимой. Но это же не скоро, не сейчас...

Так иногда случается и с книгами. Только если вещь рано или поздно износится, станет мала, то по-настоящему талантливые, гениальные книги всегда оказываются чуть велики: и через год, и через десять. И ты стараешься до них дорасти, открываешь что-то новое в давно знакомом, видишь новые грани и аспекты. А еще через 10 лет снова возвращаешься, перечитываешь, и новый свет проливается со страниц.


Стругацких впервые я прочитала довольно рано, лет, наверное, в 10-12.

"Страна багровых туч" и "Понедельник..." , "Отель "У погибшего альпиниста"", "Полдень" и "Путь на Амальтею" - их я полюбила сразу.

Но были три книги, которые оказались "на вырост". Они до сих пор у меня складываются в некую трилогию, хотя вряд ли авторы их когда-нибудь рассматривали в таком качестве.

Это "Град обреченный", "Отягощенные злом" и "Жиды города Питера". Я не смогла их принять, усвоить. Слишком тяжелы оказались. Не в смысле трудностей чтения. Просто я не была готова. И не знаю, буду ли когда-нибудь готова до конца.

Но именно к ним я снова и снова возвращаюсь через годы.

Трудно судить, о чем думали братья, когда их писали. Думаю, как у многих творцов от бога, книги вышли больше, глубже, чем исходный замысел. Из вещей "на злобу дня" получились вечные. Потому что они про каждого из нас. И пока человечество не изменится внутренне, не уйдет на новый виток спирали, эти книги будут рассказывать нам - о нас.

О том, что живет внутри каждого. О правильном, чистом, хорошем и идейном мальчике Андрее Воронине, который научился плыть по течению, "устраиваться" при любой власти и даже получать от этого удовольствие. И, если б не Изя Кацман, так и застрявшем среди ковров, коллекции оружия, приемов для "нужных" гостей. Не ушел бы за край. Я в последнее время часто думаю о том, что Андрей - это мы. Мы все, или, по крайней мере,  большинство. Успокоившиеся. С потухшим огнем в глазах, в душе. Обыватели, привыкшие к комфорту и совсем переставшие задавать вопросы о том, что там, за горизонтом. За стеной. И зачем мы вообще. А ведь Андрей не так уж плох. Несмотря на наросший тело и душу жирок. Юный порывистый парень, добрый, который не смог пожертвовать друзьями в шахматной игре как разменными фигурами, где-то есть в глубине. Но с годами его все трудней извлечь из наросшей скорлупы.

"В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность"

И вот удобно устроившиеся в жизни Воронины в "ОЗ" травят Флору. Им не нужны "не такие". Не  хочется даже попытаться понять, разобраться, почему их дети уходят из сытой комфортной жизни в свой мир. Другой. Хороший или плохой, но совсем не похожий на мир родителей. И тут общество становится на дыбы. "Гнать каленым железом!"

А вокруг - сплошные Хирурги, и ни одного Терапевта.

"Человек разумный — это не всегда разумный человек… хомо сапиенс — это возможность думать, но не всегда способность думать…"

И финальным аккордом - "Жиды города Питера". С их обреченностью, усталой покорностью судьбе, с молодым поколением, которое не знает уже ни любви, ни жалости, отвечает ударом. И робкой надеждой - Зоя Сергеевна, с ее "я люблю ходить в ведро, заносить над ним бедро..." Круг замкнулся, потому что по большому счету - это снова "Град обреченный". И Ван, готовый идти на болота, но не лезть по карьерной лестнице, потому что "падать высоко".  И дядя Юра, и Отто Фрижа - это снова они. Только на другом уровне Эксперимента.

И это тот Эксперимент, который каждый производит над собой.

"Некогда в наше время любить: автобусы переполнены, в магазинах очереди, ясли на другом конце города, нужно быть очень молодым и очень беззаботным человеком, чтобы оказаться способным на любовь. А любят сейчас только пожилые пары, которым удалось продержаться вместе четверть века, не потонуть в квартирном вопросе, не озвереть от мириад всеразъедающих мелких неудобств, полюбовно поделить между собой власть и обязанности"

Интересно, какие мысли появятся у меня лет через 5, когда я снова открою Сругацких?


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда от одной мысли о работе и шумных городских улиц становится муторно и невыносимо, то из города надо бежать. С сентябрем пришли холода но ненадолго и тепло снова вернулось. Около входа в институт появились первые опавшие листья, пруд обмелел и высох и зацвели георгины, верный признак ...
... и однажды коснувшись её любви, он совсем не может любить других... вот теперь как хочешь, так и живи. приручай непокорных, ласкай нагих. ярче, женственнее, нежней ... ни одна не выльется, чтоб до дна... а в калейдоскопе ночей и дней ...
Всем доброго воскресного утро! Меня зовут Алевтина, но привычней всё-таки Лялька, и сегодня я дебютирую в качестве модератора. Поэтому прошу понять и простить, если я в чём-то напортачу =) Возможно, я пока ещё сплю или выбираю какого цвета сегодня будут мои ноготочки, но это совсем не поме ...
Природа разделяет наше настроение... Мир уже другим не будет, будет все очень противоречиво...и хмуро, не можем же мы спрятаться как страус и не видеть проблем... Люди не хотят понимать друг друга...конечно все зависит от правящих персон, хватит ли им разумности и ответственности за ...
8 мая 2025 года король Карл III, королева Камилла, принц и принцесса Уэльские посетили концерт посвященный празднованию 80-й годовщины освобождения. К ним присоединились герцог и герцогиня Эдинбургские . в преддверии памятных мероприятий помощник Букингемского дворца заявил: - ...