На тему бреда в поэзии
marigranula — 08.05.2023 Пушкин обращался к теме безумия (возможно, как реакция на душевную болезнь Батюшкова и обьявление Чаадаева сумасшедшим):Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
В песне Галича явно подразумевается тифозный бред или что-то подобное (песня написана когда Галич лежал с высокой температурой в больнице).
То есть, сам Галич ее писал тяжело больным, но и ее лирический герой - зек тоже явно находится в бреду. Функционально, эта песня именно направлена на подчеркивание безумности реального мира.
Галич через бред еще и описывает эпический конфликт между властями и вшами (с которыми начальство и правда боролось, из-за того что они распространяли тиф). И образ зека, которому нигде нет слабинки - ему достается и от вохровцев и от вшей.
Но хотя многие авторы авторской песни обращались к теме безумия (Дорогая передача, Как я ездил проведать брата в Белые столбы, Балаечку свою я со шкафа достаю),мне кажется, что Щербаков единственный, кто развивая Пушкинскую идею, обратился к внутреннему миру безумного героя.
В этих песнях, где логические связи привычного мира рассыпаются, герой предстает тем, кто обладает мощью эти связи разрушить (не в реальном мире, но в своем сознании),
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Актуально, именно безумие дает герою чувство контроля.
UPD tijd заметил, что помутнение рассудка пытался передать Высоцкий, который видел пациентов психбольницы во время лечения от алкоголизма:
|
</> |