«На тебе сошелся клином белый свет»: ангедония — диагноз отсутствия радости

топ 100 блогов tiger_tom_tracy15.12.2022

Прежде, чем рассказать про фильм «На тебе сошелся клином белый свет», хочу заранее извиниться за огромное количество цитат. Так нужно, без них совсем не получится. И сразу скажу: фильм вас развлекать не будет, как сама героиня не станет «коммерчески успешно принародно подыхать».  Уж точно не "коммерчески успешно". Не пугает? Тогда поехали.

«На тебе сошелся клином белый свет»: ангедония — диагноз отсутствия радости


Свою первую полнометражную работу режиссер Игорь Поплаухин посвятил последним дням жизни Янки Дягилевой и ее почти мифологизированной смерти в бесконечно далеком уже мае 1991 года. Ничего себе замах для молодого (всего 36 лет) автора, не так ли? А собственно, почему нет? Чтобы знать и любить тексты Янки — а, как ни крути, именно они основа всего, — не обязательно быть ее ровесником и помнить ее живой. А чтобы снять фильм, как оказалось, не обязательно даже эти и некоторые иные тексты дословно цитировать. Достаточно отголосков и намеков, неявного, но постоянного их присутствия где-то за спинами героев. Тексты не произносят, но как будто постоянно держат в голове. Говорить не обязательно, кому надо, «услышат». И реконструировать эпоху тоже не обязательно. Да и вообще — нет никаких обязательств. Ведь для человека, который уже идет через лес к реке, чтобы не вернуться, необязательным становится абсолютно все.


А слабо переставить местами забвенье и боль? Слабо до утра заблудиться лесу и заснуть?

«На тебе сошелся клином белый свет»: ангедония — диагноз отсутствия радости


Вот про это и кино. А вовсе не про творчество, не про любовь, не про рок-тусовку. Сам режиссер говорил, что картина созвучна песне «Домой»…


От голода и ветра, от холодного ума, от электрического смеха, безусловного рефлекса, от всех рождений и смертей, перерождений и смертей, перерождений — домой!


но в моей голове, кроме нее, саундтреком звучало: «Ангедония — диагноз отсутствия радости». Неспособность получать удовольствие и отсутствие желания его получить, а также ноль мотивации к общению, увлечениям, хоть к чему-то вообще. Янка в исполнении художницы Киры Пиевской — ходячая иллюстрация к слову «ангедония». Даже когда улыбается или перекидывается с подругой кубиками льда, говорит с родителями или обнимает мужчину, она как будто выполняет заданную социумом программу, чтобы потом просто снова отключиться от системы и исчезнуть для всех. «Тебе же никто не нужен. Это тебя все ищут» — говорят ей. А она как будто не понимает смысла слов «кто-то нужен». Был тот, кто был нужен. Больше — нет. Все просто. Ангедония. Депрессия. Цвет — серый. Звук — шорох перематывающейся ленты в диктофоне. «Как ты живешь, Яна?». А она и не живет.


От объявленья войны на все четыре струны, от узколобой весны за все четыре беды, от подгоревшей еды за все четыре беды, от поколения зла в четыре черных числа…


Вот такое кино. Странное, очень странное. Перегруженное крупными планами — по признанию режиссера, это было сделано нарочно, так как человеку в тяжелой депрессии буквально «тесно в этом мире». И это состояние тотальной клаустрофобии, когда давят не только стены, но и лица близких людей, зрителю придется разделить с героиней. Кого-то от этого буквально укачало. Мне скорее понравилось. Детали, случайные тени, очаровательная отметинка в виде перечеркнутой слезы на щеке героини — на это можно смотреть долго. Ну, это и будет долго, должна предупредить. Фильм очень медленный, тягучий, как затянувшийся выход из наркоза, когда вроде уже слышишь и осознаешь, что происходит вокруг, но никак не можешь проснуться. Пограничье как оно есть.


Уже упоминала, что создатели нарочно не реконструировали 90-е, а если совсем точно 1991 год, они хотели показать условный «срез эпохи». Сложно судить, насколько им это удалось. Я 90-е помню, хотя и смутно, и в картине их упорно не опознавала. Зато, по-моему, вышло превосходное безвременье, в котором рядом со вполне аутентичными вещами то и дело появляются «гости из будущего». Это и некоторые предметы одежды, и современный электрочайник в одной из сцен, и очень узнаваемой формы бледно-голубая пластиковая бутылка из-под минералки. Бутылка меня особенно озадачила. В этот момент создатели для меня буквально переплюнули «Игру Престолов» с их стаканчиком из «Старбакса». Но чем дальше в лес, тем больше было таких вот «случайностей», которые оказались тщательно запланированными и выстрелили так, как надо. Для меня они создали безвременье, превосходно рифмующееся с ангедонией и пограничьем — «Когда это случилось? — А не все ли равно, когда. — Было это или приснилось? — А не все ли равно?». Для кого-то сработает иначе: быть может, история, которая случилась 31 год назад, происходит прямо сейчас. А кто-то просто спросит: «А где Яна?». Ну, на этот вопрос им ответят и при том очень жестко.

«На тебе сошелся клином белый свет»: ангедония — диагноз отсутствия радости


Признаться честно, не знаю, чего я ждала от этого фильма. Быть может, чего-то такого же щемяще-ностальгического, трогательного и живого, как «Лето» Кирилла Серебренникова. Получила то, что получила. Разочарована? Нет. Этот фильм не для ленивых. Ему нужен зритель-соавтор, которому не жалко времени на расшифровку, на додумывание и теории. Мне — совершенно не жалко. Надеюсь, вам тоже. «На тебе сошелся клином белый свет» уже в кино, посмотрите, а потом возвращайтесь, будем додумывать вместе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Октябрьском райсуде Красноярска завершился повторный судебный процесс против участкового терапевта Алевтины Хориняк, незаконно, по мнению гособвинения, выписавшей рецепт на обезболивающее безнадежному онкобольному Виктору Сечину. В прениях прокурор потребовал признать доктора виновной и ...
7 марта отмечали 75 лет со дня его рождения... Андрей Миронов, 1987 год. Фото из архива журнала «Огонёк»: Снимок целиком: ...
В голове образовалась каша. Дочке 2,5 года. Сделаны: 3 инфанрикса (последний в феврале 2015) все гепатиты В (давно) приорикс (давно) 3 полио (полиориксы и имовакс-полио, последний 3 ноября 2015) 1 гепатит А (тоже 3 ноября 2015) 1 ветрянка (21 янв. 2016) Остались: 2-я ветрянка (уже в принц ...
...
«Мы воспитали страну идиотов»: 7 категоричных высказываний Сергея Капицы о современном поколении и жизни 10 августа 2024 Сергей Петрович Капица — советский и российский учёный-физик, просветитель и телеведущий, а также демограф. Почти 40 лет он рассказывал о науке и технике, о ...