На повестке дня...ноктюрн

Слово "ноктюрн" происходит от латинского "nocturnus", что означает "ночной".
Жанр ноктюрна стал особенно востребованным в конце XVIII — начале XIX века, и его становление связано с такими композиторами, как Джон Филд и Фредерик Шопен, который дал толчок к более глубокому развитию этого жанра.
Ноктюрны зачастую передают атмосферу ночи, спокойствия и меланхолии. Они могут выражать различные эмоции, от нежности до грусти.
Давайте отвлечёмся от музыки и обратимся к поэзии. Именно вот эту самую изюминку - романтически-философскую загадочность ночи великолепно выразил в своих стихах Ф. Тютчев. Примеры? Их есть у меня.
Загадочная, непостижимая ночь, которая очищает от повседневной шелухи, боли, страданий внешнего мира звучит в стихотворении Тютчева "Святая ночь на небосклон взошла…":
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
………
или в стихотворении "Тени сизые смесились..." в котором перед нами возникает единение лирического героя с миром, его страстное желание найти душевное забвение.
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши —
Чувства мглой самозабвенья
Вы скажете, это же поэзия, и будете правы. А как же музыка? Разве в ней нет места романтической антитезе?
Есть, в ноктюрнах! Именно в ноктюрнах Фредерика Шопена звучат элементы романтической антитезы.
Композитор виртуозно использует контрастные музыкальные образы, чтобы передать сложные эмоции и создать выразительные произведения.
Мы слышим нежные ночные звуки – шорох листвы, журчание ручья. На этом фоне особенно ярко проявляется печаль и тревожные мысли. Или слышится гармония природы и души, которая тут же сменяется бурей чувств.
Н. Ф. Христианович в свое время здорово подметил, что эти строки Лермонтова можно поставить эпиграфом к большинству ноктюрнов Шопена:
"В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?"
Эти строчки Лермонтова прекрасно передают романтическую разницу между спокойной природой и бурлящим миром людей, которая и есть суть многих ноктюрнов Шопена.
А теперь давайте перенесёмся во Францию, в осенний сентябрь 2024 года и послушаем Ноктюрн №2 Шопена ми-бемоль мажор в исполнении Михаила Плетнёва. Обратите внимание на концовку этого ноктюрна. Как мастерски сыграл её Плетнёв.
https://youtu.be/vy1bX_tcXLc - Ф. Шопен, Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор – Михаил Плетнев (Париж, 26.09.2024)
|
</> |