На основе чего Трамп принял решение о продлении санкций?

1. Что сделал Трамп?
10 апреля Трамп действительно продлил действие чрезвычайного положения "в связи с вредоносными действиями России", которое было объявлено его предшественником Дж. Байденом 15 апреля 2021 г. и закреплено в исполнительном указе 14024.
2. Что это за Указ и какие санкции он предполагал?
Указ наделял органы исполнительной власти вводить блокирующие финансовые санкции в отношении лиц и организаций, вовлеченных в широкий круг "вредоносных действий" России. От "вмешательства в выборы" до нарушения территориальной целостности зарубежных государств. После начала СВО, указ стал ключевым правовым механизмом блокирующих санкций в отношении российских физических и юридических лиц в связи с конфликтом на Украине. В рамках данного чрезвычайного положения впоследствии вводились дополнительные указы, создававшие правовые механизмы для иных санкций: 14066, 14039, 14068, 14071 и 14114. В них широкий спектр дополнительных ограничений: от запрета на новые инвестиции в Россию до ограничений по импорту энергоносителей. С конкретикой можно ознакомиться на сайте Минфина США.
3. На основе чего Трамп принял решение о продлении?
Закон о чрезвычайных международных экономических полномочиях (IEEPA) 1977 г. обязывает президента принимать решение о продлении или непродлении чрезвычайного положения каждый год. По своей сути, это техническая процедура. Она создавалась как "защита от дурака" - как повод для того, чтобы хотя бы формально была возможность обязать президента задумываться о введенном ЧП. На практике они, как правило, продлеваются без лишнего шума и разговоров. Сегодня действует одновременно более 30 режимов ЧП, по которым у президента есть полномочия использовать санкции. Например, ЧП по Ирану действует с 1979. Продлевается как миленькое. И никто не носится с криками "Ах, против Ирана продлили санкции". То же - по Беларуси, отдельным указам по Китаю, правам человека, кибер-безопасностью и проч.
4. Зачем 14024 подписывал Байден и почему это было до СВО?
Администрации Байдена нужен был правовой механизм для санкций, решения по которому не требовали бы согласований с Конгрессом. Предыдущее ЧП по Украине, введенне Обамой в 2014 г. , вошло в федеральное законодательство в качестве части Закона о противодействии врагам Америки посредства санкций 2017 г. (CAATSA или PL 115-44). Закон накладывал ограничения на президента в его решениях по выводу отдельных лиц из под санкций, а также по отмене указов Обамы. Байден в 2021 г. сделал себе "чистый" указ. В него собрали все, что можно было поставить в вину России. Получился резиновый режим ЧП "все плохое о России". По нему можно было вводить санкции, по большому счету, за что угодно. СВО стала крупным и значимым поводом.
5. Что означает продление указа 14024 с точки зрения санкций? Ничего не означает. Санкции как действовали, так и продолжают действовать в прежнем объеме. Их наращивания не произошло. Просто продлен режим чрезвычайного положения. Всё.
6. Мог ли Трамп поступить иначе?
Нет. Не мог. Прогресса в переговорах пока нет. Тогда как отмена правового механизма - серьезный политический шаг. Более того, Трампу не обязательно его отменять даже в случае прогресса. Он может просто сокращать число санкций, сохраняя правовой механизм. И так, скорее всего, и будет. Конечно, прецеденты отмены и замены правовых механизмов есть. Их немало. Но указ 14024 достаточно гибок и всех в США устраивает. Вероятно, он будет существовать долго.
7. Надо ли по этому поводу переживать? Нет. Не надо. Потому что ничего существенного не произошло.
https://www.federalregister.gov/documents/2025/04/14/2025-06399/continuation-of-the-national-emergency-with-respect-to-specified-harmful-foreign-activities-of-the
https://t.me/sanctionsrisk/3513
|
</> |