На названия улиц нужно распространить понятие авторского права
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вернуть ли улице и площади Восстания название Знаменская, сделать ли Советские улицы Рождественскими? Переименовать ли набережную Робеспьера в Воскресенскую? С такими вопросами Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга обратилась к читателям сайта «Фонтанка». Как сообщает издание, обсуждение ряда переименований, которые предлагают городские топонимики, состоялось на первом заседании комиссии под руководством вице-губернатора Василия Кичеджи, который посчитал необходимым узнать мнение горожан.
Прокомментировать эту инициативу вице-губератора мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.
Сама идея обсуждения возврата улицам исторических названий у меня вызывает большой вопрос. Потому что она должна решаться исходя не из мнения современников, а из понятия исторического права наших предков. Нужно просто не забывать, что эти улицы не мы с вами построили. Мы лишь пользуемся трудами наших предков, которые воздвигли прекрасный город, распланировали его и назвали его улицы так, как они посчитали нужным. В нашем общественном сознании должна быть зафиксирована идея исторического правопорядка.
У нас сейчас органы внутренних дел пытаются бороться с пиратством в области авторских прав. Это возмутительно, когда кто-то присваивает себе то, что он не создавал. Но ведь называние улиц и городов другими именами – это тоже на самом деле акт исторического пиратства. Так действуют обычно оккупанты, которые стремятся прежде всего убить в народе историческую память и подменить ее новой историей. Переименование – это чисто оккупационная политика. Соответственно и возвращение исторических названий - это наша духовная победа, освобождение оккупированных территорий.
Если кто-то создал какой-то продукт, то он имеет право на его название. Но почему тогда это право не распространяется на творение наших предков?
Если бы кто-нибудь решил переименовать творения наших классиков, мы бы возмутились. А ведь такое бывало. Опера Глинки «Жизнь за царя» была бесцеремонно переименована в советское время в «Ивана Сусанина». Теперь она снова идет во многих театрах со своим подлинным названием. Представьте, насколько нелепо было бы устраивать общественные обсуждения вопроса о возвращении опере Глинке его авторского названия.
Нужно за основателями городов и строителями улиц признать их авторское право на эти названия. Для меня очевидная вещь, что историческое название должно быть восстановлено независимо от мнения современников как акт исторической справедливости. Топонимы сами по себе является памятниками нашей истории и культуры.
Общественные обсуждения по таким очевидным вопросам только лишний раз разделяет наше общество. Пришедшие к власти большевики ни с кем не обсуждали свои массовые акции переименований. К тому же нужно понимать, что результаты таких обсуждений сегодня могут быть самыми неожиданными. Ведь большинство наших современников родились при советской власти, и я допускаю, что кому-то весьма милы эти времена и эти названия. Они связаны с утраченным Советским Союзом, с годами молодости, с какими-то ударными стройками. В силу этого кто-то вполне искренне может высказываться за сохранение советских названий. Но это будет несправедливо по отношению к нашим предкам! Получается, будто ещё до революции они строили какие-то «советские улицы». Чтобы сказали наши предки, если бы прошли по нынешнему Петербургу!? Как бы они удивились, увидев все эти Свердловские набережные, набережные Робеспьера, улицы Марата и пр. Это же исторический абсурд.
Говорят, что Санкт-Петербург пострадал от разрушений меньше Москвы. На самом деле урон за советское время Петербург понес колоссальный. Только незнание спасает наши сердца от той боли, которую переживаешь, осознавая масштаб реальных утрат в Санкт-Петербурге. Были разрушены сотни прекрасных храмов, шедевров архитектуры. Даже фашистские бомбардировки меньше принесли разрушений нашему городу.
Скажу о том, что особенно близко душе… Неподалеку от Леушинского подворья на месте метро «Площадь Восстания» стоял один из красивейших храмов северной столицы Знаменский собор, сооруженный по проекту архитектора Ф.Демерцова, первый из храмов встречавший всех гостей Санкт-Петербурга и напоминавший о том, что он столица православной Империи. Наш храм Иоанна Богослова Леушинского подворья находится вблизи Знаменской улицы, которая до сих пор называется «улица Восстания». Мы с особым чувством совершаем каждый год праздник Знамения Божия Матери, вспоминая утраченный собор. Я почти каждый день прохожу по бывшей Знаменской улице. Ее старое название напоминает об утраченной святыне. Признаюсь, мечтаю и молюсь когда-нибудь пройти именно по Знаменской улице. Единственное, что остается пока хранить память о старых названиях и употреблять их в реальной жизни. Я, к примеру, вообще стараюсь не употреблять все советские названия, которые иначе как партийными кличками не назовешь. Если у нас нет пока возможности восстановить Знаменский собор, то давайте хотя бы восстановим название улицы, которое хранит память о соборе. Это наш святой долг.
А на пустынном скверике на 6-й «Советской» улице находился величественный Рождественский храм, где любили встречать Рождество Христово русские императоры. Собор дал название 10-ти прилегающим улицам. Сейчас они все «Советские». Приходиться только удивляться тому, что у нас есть государственный праздник - Рождество Христово и уже давно нет никакой советской власти. А улицы все еще продолжают называться именем того, чего нет, и им не возвращают имя того, что было и есть. Возвращение улицам названия Рождественских напомнило бы петербуржцам о Рождественском соборе, о том, что наш город был одним из самых «рождественских» городов мира. Во многих городах были и есть Рождественские улицы, но чтобы так называлось сразу 10 улиц, - наверное, такого города нет больше нигде на земле. Это не только предмет нашей памяти, но и предмет нашей рождественской радости. Советское переименование привело к полному забвению того удивительного факта, что в северной столице есть целый район, посвященный Рождеству Христову, который можно вполне назвать «Петербургским Вифлеемом» и устраивать здесь ежегодные Рождественские празднества на Святках.
Нет, я не выступаю совершенно против советской топонимики. Она вполне уместна и органична в микрорайонах, построенных в советское время. Проспекты Наставников и Ударников вполне согласуются с образом этих новостроек, а также с авторским правом их строителей. Я буду первым категорически против переименования шоссе Энтузиастов в Большой Дворянский проспект или проспекта Наставников в Малую Дворянскую улицу. Это также наша память и наша история, которая требует сохранения. Но давайте также уважительно относиться и к той нашей истории, которая была и 100, и 200 лет назад, к тем, кто жил и строил и 200, и 300 лет назад. Как можно быть равнодушными к трудам предков, к той духовной топонимической среде, в которой он жили?
Поэтому старые названия нужно вернуть безусловно и безоговорчно, без каких-либо обсуждений, но с глубоким и искренним покаянием перед нашими предками. Это было бы серьезным восстановлением нашей исторической преемственности и нашей исторической памяти. Полное возвращение всех исторических названий стало бы рубежным событием в нашей истории.
Прошу всех, кто желает жить на улицах с историческими именами, поддержать проект возвращения исторических имен 19 улицам в Санкт-Петербурге. Голосование проходит на двух сайтах:
http://karpovka.net/pere/
http://blog.fontanka.ru/posts/98171/