На крючке у мошенников
y-xylu — 14.06.2024Или о вреде раннего пробуждения. Мне всегда казалось, что уж меня-то мошенникам не развести. Представляю их приёмы, о которых часто пишут. Однажды мне даже звонил некий «следователь», сказал, что я прохожу у них по делу, так как от моего имени взят кредит, но «злоумышленницу» доблестным служителям закона удалось почти взять с поличным, а от меня нужны какие-то сведения. Чтобы я не сомневалась, что он «настоящий», предложил мне зайти на сайт какого-то ОВД и перезвонить по указанному на сайте телефону: там действительно был чел с тем же ФИО и по телефону ответил он же. Неладное я заподозрила, когда пошло много вопросов про мои финансы. Я просто сказала, что приду к нему по повестке, и мы благополучно распрощались без каких-либо последствий. Но вчера меня весь день продержали «на крючке» — я потеряла полный день ни на что. В общем, мошенник пошёл изобретательный. Делюсь в подробностях — вдруг кому-то будет полезно.
Проснулась я рано (часов в 10 для меня слишком). В соседней квартире уже несколько дней непрерывно работает дрель. Голова квадратная, соображается плохо. И, пожалуй, дрель — единственное, что не задействовано в цепочке злоумышленников — сыграла в этом случае роковую роль.
У меня есть основной телефон, смартфон, который привязан ко всему, к чему надо (Теле-2). И есть старый кнопочный, который держу для выходов в лес, потому что там ловит только МТС, а нам надо часто звонить свёкру, чтобы убедиться, что он в порядке. И уже несколько месяцев на этот кнопочный ежедневно приходят смс-ки с требованием пройти по ссылке в личный кабинет и, в соответствии с требованиями федерального закона, вписать недостающие личные данные. Эти сообщения я игнорировала, потому что вообще-то тот самсунг в незапамятные времена покупал ещё муж, и по паспорту.
В это злосчастное утро телефон зазвонил, а я сдуру ответила. Чел на другом конце представился оператором МТС и заявил, что в соответствии с тем же законом этот номер будет немедленно заблокирован. Я, помня предыдущие оповещения, ничего не заподозрила, но спросила, как можно этого избежать. Был вариант в течение часа приехать в офис (а у меня впереди три урока!) или сообщить некоторые сведения: ФИО и номер какого-нибудь документа. Я замялась, чел подбодрил: «Я же не прошу никакой конфиденциальной информации», я решила, что и правда все номера паспортов в открытом доступе и назвала номер паспорта. Чел пообещал через час прислать подписанный договор о продлении. Ничего не прислал, но через час у меня были уже совсем другие проблемы.
Примерно через час я уже и думать забыла об этом. Дрель продолжала свою убийственную работу. Я знала, что с часу до трёх будут часы тишины, три урока уместить в них никак, пришлось переписываться с родителями учеников: один урок просто отменить, а два других кучно скомпоновать, чтобы уложиться в эти два часа.
И тут снова звонок на старый кнопочный. На сей раз женщина с хорошей речью представилась полным ФИО как специалист Госуслуг. Спросила, не нахожусь ли я сейчас в своём акке на ГУ, потому что замечена подозрительная активность. На отрицательный ответ, спросила, не делилась ли я личными данными. Тут я вспомнила про злосчастный МТС. Пожурила. Сказала, что в мой ЛК кто-то зашёл и поменял всё, что можно. Спросила «ваш ли это адрес? ваш ли это номер телефона?», назвав мой настоящий адрес и номер привязанного телефона. Запросила якобы «техподдержку» для оценки нанесенного ущерба, прислала уже в ватсаппе на привязанный номер кучу документов. Из них следовало, что из моего ЛК якобы скачали всё, что было возможно, в том числе что-то связанное с банками (банк у меня, кстати, один-единственный).
Затем последовало: «А вот тут ещё один номер телефона вижу привязанный (называет) — это тоже ваш?» — «Нет, впервые слышу такой» — «Сейчас проверим... так, он из Краснодарского края, у вас что-то связано с ним?». Далее: «Так, вы работаете в (название некой компании) в Петербурге, удалённо, в должности менеджера по продажам с зарплатой 90 тысяч рублей, верно?» У меня глаза на лоб и уже настоящий испуг (такие доходы мне никогда и не снились, даже в лучшие времена). Понимаете, я тётеньке никаких явок-паролей не сообщала, а она сидит в моём ЛК на ГУ, говорит мои личные данные — правильные, плюс вот это несуществующее. Тут я реально испугалась. Она добавила ещё какие-то выплаты, которые мне якобы приходят, — тоже немаленькие. То есть кто-то стряпает доходы для кредитного запроса?
Как бы между делом спрашивает, одна ли я дома, меня это настораживает, вопрос явно лишний, но она проделывает это под видом заботы о моём эмоциональном состоянии, призывает не волноваться, сейчас всё уладим.
Дама продолжает и уже пугает: на вас теперь могут повесить кредиты, у вас могу обчистить счета, вас могут подставить под уголовку, и вы ничего не докажете. Но, к счастью, вам повезло, мы быстро обнаружили взлом, наши специалисты уже работают. А пока защитите дополнительно свой аккаунт, введите контрольный вопрос, сейчас пришлю вам ссылку на почту. И да — почту я ей тоже не сообщала, она взяла её якобы из моего ЛК. Письмо сразу пришло — обычное нормальное письмо с Госуслуг, ссылка привела в мой ЛК, я сразу поменяла пароль и закрепила контрольный вопрос.
Не забываем, всё это на меня обрушивается, во-первых, спросонья и недосыпа, а во-вторых, под аккомпанемент несмолкаемой дрели, голова соображает крайне плохо. Из-за всех первоочередных дел я не успела даже чашку кофе налить, а потом и вовсе забыла о таких мелочах. Зато успела зайти в СБ онлайн — все деньги на месте. Сменила логин и пароль.
Собственно, разговор с тёткой сыграл ключевую роль во всей цепочке. По логике, тётка и правда была с ГУ, значит — все, с кем она меня позже связывала, тоже представители государства. А она сказала, что от моего имени уже запрошены кредиты, их могут одобрить и т.п. Поэтому мне по закону полагается контакт со специалистом Росфинмониторинга, а затем и со следователем. Она некоторое время «ожидала ответа» от «РФМ», а затем скинула мне контакт специалиста. У меня должны начинаться уроки, я спросила, могу ли связаться через два часа? «Это очень нежелательно, потому что спец, не получив отклика, решит, что в его услугах не заинтересованы, и не знаю, смогу ли вам так быстро найти другого».
Дальнешее скрою под спойлер. Во-первых, и без того очень много букв получилось, во-вторых, там начался, с одной стороны, сущий трэш в стиле «Правдивой лжи» (помните такой фильм?), смешно и страшно одновременно, нелепо и абсурдно, я уже понимаю, что мошенники, но нахожусь под давлением ложной информации и не уверена, что мне лучше сделать, и так много часов. Ну а в третьих, в конце я кратко резюмирую всё это.
Итак я отменяю сначала первый урок, звоню «специалисту». Нечипоренко Олег Викторович пробуждает ассоциации с «Дежа-вю», но при этом сама любезность. Говорит много и безостановочно, заливается аки соловей. Что-то там «проверяет» и объявляет мне, что от моего имени уже подано 17 кредитных заявок, из ник 9 одобрено (типа на большее не хватило моих «доходов». Заявляет (как бы даже аргументированно), что злоумышленники — работники банка, вне всяких сомнений, причём целая преступная группа.
Объясняет, как отлавливают мошенников, что хорошо, что «по горячим следам» удалось всё отследить и что «мы всё вернём», но надо провести «регламент». Объясняет долго, что такое «внутрифинансовый счет», Центробанк и т.п. «Заходит» в мой «внутрифинансовый счет» и объявляет мне, что у меня на данный момент всех сбережений 56 рублей и сколько-то копеек. То есть уже успели обчистить. Но я же только что видела свой ЛК в Сбере. — Ну вы же понимаете, это мошенники, к тому же точно банковские служащие. Если смогли взломать-украсть, то что им стоит вам картинку в личном кабинете нарисовать? Однако заявил, что мой внутрифинансовый счет заблокирован, чтобы злоумышленники ничего не видели, а мне запретили заходить в СБ любым образом: иначе разблокируется и мошенники увидят, что их пытаются поймать. Поэтому я не захожу, чтобы проверить, что у меня больше нет денег. А надо понимать, что предыдущей тётке удалось убедить меня, что она с Госуслуг, значит и контакты от неё — как бы представители государства.
И тут начинаются настоящие шпионские страсти. Мне объясняют, что означает «регламент». Это я должна находиться круглосуточно на связи с этим «специалистом» и чуть ли не в туалет с включенным телефоном отходить, а телефон постоянно держать на зарядке: «если сядет и разъединится, я расцениваю это как отказ от сотрудничества». К тому же, «регламент» подразумевает строгий режим неразглашения информации, иначе я сразу попадаю под действие ст. 183 УК. Приходится дать «голосовое согласие». Не разглашать даже семье. Опять — одна ли я дома? Придёт ли кто-то? «Если кто-то приходит, вы кладете телефон в карман (не выключая), выходите на улицу (не объясняя причину), отходите метров на 200 от дома и только тогда продолжаете разговор».
Я начинаю сильно сомневаться, подозреваю мошенничество, пытаюсь увязать это с вроде бы «настоящей» тёткой с госуслуг. Но пока не понимаю, что именно с меня можно поиметь, у меня на счетах очень скромная сумма сбережений (скромная для мошенников, а для меня всё, что есть). И вроде смысл им ради такой ничтожной суммы тратить такую кучу времени. Опять же, если мошенники и они до сих пор со мной возятся, значит они пока не получили желаемого. С другой стороны, я же не в космосе живу и тоже понимаю: а когда это какой угодно госслужащий мог себе позволить потратить на гражданина столько времени (уже несколько часов, второй урок тоже был спешно отменён).
Сомнения развеялись, когда он наконец предложил схему. Типа мне восстановили все счета из «государственных денег». Там дальше много всякой ахинеи, но суть в том, что я прямо сейчас должна ехать в конкретное отделение банка (не моё), снимать и закрывать все счета (на случай неадекватной реакции банковских служащих вы получите инструкции, они не захотят вас так просто отпустить, вы же помните — они преступники). И типа эти деньги уже практически снова мои, но всё же государственные, поэтому их надо через банкомат внести на госсчёт, после чего мне откроют типа новый счет. Ха! Теперь сомнений нет — мошенники. Но вдруг меня уже и правда обчистили? И дрель снова продолжает долбить по голове.
И вот я уже всё поняла, и поняла, что никакие деньги снимать не буду, но не могу понять, что мне делать (особенно если я у них и правда на крючке). Мы на связи уже часа 4, если не пять, у меня болит ухо и сорван голос в попытках перекричать дрель. Разъединялись только для разговора с подключившимся «следователем». Я стала настаивать на личной встрече с обоими в стенах «их заведений» — Росфинмониторинга и МВД. «Нет, мы так не работаем и с физическими лицами не встречаемся. Вы не доверяете, я вас понимаю, вот вам все наши удостоверения, бумаги с электронными подписями и печатями, их невозможно подделать (трижды Ха!, даже я таких стопку нарисую), можете отказаться от сотрудничества, но смотрите, это ваши деньги, ваши кредиты и ваша возможная уголовная ответственность».
Осторожно интересуюсь, а что если я сейчас просто зайду в полицейский участок — заявление напишу, не рассказывая о «регламенте».«Да вы что? И что вы им скажете? Что сами дали личные данные и теперь чего-то хотите? А почему они должны вам поверить? Может, вы соучастница. Может, вы хотите от государства компенсацию». И т.д. и т.п.
Вечереет. Чел на проводе становится всё менее любезным и слегка хамоватым. Принимаю решение пойти в полицию, а там как пойдёт. Выходя из дома, пугаюсь: они знают мой адрес и не раз спросили, одна ли я дома. Спрашиваю консьержку, не было ли тут чего-то подозрительного. Этот на проводе презрительно сообщает, что я нарушила договор о конфиденциальности, и он разрывает общение со мной. «Следователь» пугает уголовной ответственностью. Я сама разъединяюсь: уже подошла к отделению полиции, захожу на КПП. В ту же секуду мальчик на входе крутит у виска, говорит, что всё это чушь собачья. «Следователь» продолжает названивать. Мальчик проверяет мой сбер онлайн, потому что я забыла, где там все счета. Всё на месте, как и было. Звонки от «следователя» ему надоедают, он отвечает на звонок и ну очень красиво с ним беседует. Я всё это слышу — блеяние «следователя» забавляет.
У меня принимают заявление, проводят небольшой опрос. Оперативнику скучно (у нас таких десятки в день). В дежурке наспех объясняют, что если не сообщать мошенникам никакие коды и т.п. (чего я в любом случае не собиралась делать, ибо знаю), то им не добраться ни до сбережений, ни до ЛК в Госуслугах. А номер паспорта — фигня, которая и так в открытом доступе.
Под грозой и проливным дождём возвращаюсь домой, муж уже ждёт и даже не стал сильно позорить меня (если был бы дома, наверняка прекратил бы этот балаган с первых минут).
Итого.
Работала группа из минимум 4 человек (хотя, возможно, и парочка, меняя голоса). Личные данные получили скорее всего из слива с Теле-2 (наверное, адрес, номер телефона, почта и что-то ещё), а остальное придумали. Главным эффектом был испуг, спровоцированный «тётенькой с Госуслуг», и тут мне не до конца понятно, ведь она мне прислала письмо с правильного адреса. И этим рассчитывала притупить бдительность, соединив со «специалистами, назначенными государством». В результате я потеряла полностью целый день (а у меня очень много работы, и это далеко не только уроки). Конечно, сама виновата. Дура потому что. Надо было сразу понять, что на Госуслугах нет вообще сведений о работе и многое ещё. С другой стороны, им бы совершенно точно не удалось бы заставить меня снять и переложить куда-то деньги, равно как и сообщить какие угодно коды, пин-коды и прочее.
Говорят, что у мошенников часто присутствует малороссийский или южно-русский акцент. Я очень внимательно слушала их речь. У «спеца РФМ» какой-то акцент был, но очень незаметный. В Москве очень разные люди живут, и говорят тоже по-разному, но «г» точно было твёрдое. В какой-то момент на расслабоне он сказал что-то типа «так что вы мне говорили за ваши счета» (уже не помню, «за что» именно я говорила), но так в Москве точно не говорят. Ну и бог с ними. Конечно, их не поймают, а сколько ещё таких пытаются найти легкую добычу. Так что будьте бдительны! Надеюсь, мой рассказ (хоть и получился жутко-нудно длинным) кому-нибудь поможет не потерять как минимум драгоценное время.
|
</> |