На Желтом Поезде по Пиренеям.
ali_ben_saef — 25.11.2023Желтый туристический поезд, Train Jaune, катается от Villefranche-de-Conflent до самой границы с Испанией в Latour-de-Carol.
Расстояние в 62,5 километра он преодолевает за три часа, двигаясь с остановками со средней скоростью 30 км/час.
Билеты надо резервировать заранее.
Мы приехали в Villefranche-de-Conflent без резервации, рассчитывая посетить пещеру grotte des Grandes Canalettes после поездки.
Но билеты были только на после обеда, и планы пришлось переиграть на ходу — сначала пещера, потом крепость, и только потом — поездка.
Дорога пролегает среди гор, начинаясь с высоты 427м в Villefranche-de-Conflent достигая 1530м в Font-Romeu и затем спускаясь до 1231м в Latour-de-Carol.
На железнодорожной ветке 22 станции, поезд останавливается лишь на восьми из них.
Остальные 14 — по требованию.
Чтобы поезд остановился, надо помахать ручкой.
Железная дорога была задумана еще в 1880 году двумя энтузиастами — инженер Jules Lax и депутат Emmanuel Brousse, которому установлен громадный монумент в Mont-Louis.
После долгого периода согласований проект был запущен в 1903 году.
Первая часть железнодорожной ветки была запущена в 1910 году, а строительство было завершено лишь к 1927 году.
Было принято решение пустить поезда на электрической тяге.
Для этого в ущелье была построена плотина, а вдоль ветки — девять электростанций, которые снабжали электричеством железную дорогу, а также близлежащие селения.
Вагон запитывается от третьего рельса, как в парижском метро, что позволяет сэкономить на высоте туннелей.
В те времена стандартов на расстояние между рельсами не существовало, и для каждой железнодорожной ветки вопрос решался отдельно.
В данном случае расстояние между рельсами составляет ровно 1 метр.
Метр не стал международным, и даже европейским стандартом.
Но это расстояние между рельсами — не такая уж большая редкость.
Практически вся франкофонная Африка, включая Камерун, Нигер и Мали, и Индокитай, включая Вьетнам, Таиланд и Бирму, а также многие второстепенные дороги в Европе, используют этот стандарт.
На конечной станции Latour-de-Carol, что на самой границе с Испанией, соединяются три стандарта:
— 1435мм, наиболее распространенный в странах Европы, ветка идет в направлении Тулузы
— 1668мм, используемый в Испании
— 1000мм, ветка Желтого Поезда
Вдоль ветки построено 650 уникальных сооружений, в том числе 19 туннелей и 40 мостов.
Самые примечательные из мостов — каменный le Viaduc Séjourné на опорах, и железный подвесной le Pont Gisclard.
Мосты названы в честь их создателей, Albert Gisclard (1844-1909) и Paul Séjourné (1851-1939).
К сожалению, остановок на видовых площадках для фотографирования этих сооружений не предусмотрено, а с поезда видно очень мало.
Двухэтажный Виадук Сежурне длиной 217м и высотой 65м лежит на 16 опорах.
Он имеет наклон 60 мм/м.
Строительство моста было начато в 1906 и завершено в 1908 году.
Это визитная карточка Желтого поезда.
О втором мосте, Жисклара, я уже писал — тыц.
Это первый металлический железнодорожный мост.
Он же — последний действующий подвесной железнодорожный мост Франции.
Альбер Жисклар построил мост длиной 234 метра, висящий над пропастью высотой в 80 метров.
Как и мост Сежурне, он имеет наклон 60 мм/м.
Мост собирались сдать в ноябре 1909 года.
31 октября прошли последние испытания.
Половина комиссии уже отправилась в Мон-Луи, готовясь отпраздновать удачно проведенные тесты.
Остальные начали рассаживаться по вагонам, когда один из рабочих, неправильно истолковав жест кондуктора как сигнал к отправлению, выбил клинья из-под колес.
Вагоны поехали по наклонной дороге, тормоза оказались бесполезны.
Поезд стремительно набирал скорость.
Пассажиры стали выпрыгивать с потерявшего управления поезда.
Через пятьсот метров поезд сошел с рельс и сорвался в пропасть.
Шесть человек погибло в той катастрофе, включая архитектора Жисклара.
После расследования комиссия пришла к выводу, что мост не был причиной аварии.
Тормозная система была доукомплктована запасным тормозом.
Два человека были осуждены — рабочий, выбивший клинья, и его непосредственный начальник.
Пуск железной дороги в эксплуатацию задержался на год.
Мы ехали в поезде с тремя крытыми и двумя открытыми вагонами.
Стояла страшная жара, и чтобы укрыться от солнца, мы сели в закрытый вагон.
Обратно я ехал в открытом, и это значительно лучше.
В закрытом вагоне видимость очень ограничена, и фотографировать очень сложно.
Только прицелишься — и мимо проскакивает куст или столб или провода.
Или чья-то лысина.
Подчас кадры получались размытые.
Иногда это дает интересный эффект.
Тем не менее, удалось отловить в кадр пару оленей:
Склоны укреплены гранитными сводами.
Вдоль железной дороги вьется шоссе.
Часто встречаются туннели.
Самый длинный туннель имеет длину 380 метров.
На каждой станции указана высота над уровнем моря.
Внизу журчит речка Têt.
Горизонтальные плоскости устланы солнечными батареями и парниками.
Мы проехали только половину маршрута — от Villefranche-de-Conflent до Mont-Louis.
Но и на этой половинке было на что полюбоваться.
|
</> |