Мьянма: есть ли жизнь после 1 февраля?
dragon_naga — 22.01.2023Что придет на смену Государственному административному совету, и когда в стране состоятся новые выборы
Мьянманские СМИ продолжают гадать, что произойдет 1 февраля, когда главком вооруженных сил по конституции 2008 года должен будет вернуть власть Совету национальной обороны и безопасности (известному в Мьянме по бирманской аббревиатуре «Ка-Лоун»). Конституция ограничивает временной интервал передачи власти главкому с введением чрезвычайного положения двумя годами (сначала – год, и потом возможное продление два раза по полгода), и эти два года истекают именно 1 февраля. Для военных, настаивающих на том, что их приход к власти 1 февраля 2021 года произошел в соответствии основным законом страны, его нарушение недопустимо.
Будет заседание Ка-Лоуна
Пока что ясно одно: 1 февраля состоится заседание Ка-Лоуна. Согласно конституции, в его состав по должности входит 11 человек, и формально большинство в нем принадлежит гражданской вертикали власти (шесть на пять). Однако, один из двух вице-президентов по той же самой конституции номинируется от вооруженных сил – и это де-факто смещает баланс в сторону военных.
В период, когда полномочия старого парламента истекли, а новый еще не сформирован, Ка-Лоун обладает всей полнотой власти в стране. Согласно статье 424 конституции, в этот же временной промежуток полномочия всех входящих в Ка-Лоун членов гражданской вертикали (кроме министра иностранных дел) продлеваются до созыва нового парламента и избрания на эти должности новых людей.
При этом, двое представителей гражданской вертикали в Ка-Лоуне (президент Вин Мьин и министр иностранных дел Аун Сан Су Чжи) находятся под стражей и участие в заседании этого органа по определению принимать не будут. По понятным причинам исключено присутствие на этом мероприятии и Ман Вин Кхайн Тана, спикера верхней палаты парламента, сформированной по результатам выборов 2015 года – сейчас он является «премьер-министром» подпольного «правительства национального единства» (NUG) Мьянмы и скрывается на территории, подконтрольной каренской этнической группировке.
Поэтому на заседании Ка-Лоуна скорее всего от гражданской вертикали как обычно в роли статиста будет присутствовать спикер нижней палаты парламента Т Кхун Мьят и, возможно, «этнический» вице-президент Генри Ван Тхио (предыдущее заседание Ка-Лоуна полгода назад он пропустил «в связи с болезнью»). А основным действующим лицом как обычно станет «старший» вице-президент, а ныне и.о. президента – тот самый номинант от военных, отставной генерал-лейтенант Мьин Све, который 1 февраля 2021 года передал власть главкому.
Будет решен вопрос о судьбе На-Са-Ка
1 февраля 2021 года главком старший генерал Мин Аун Хлайн в рамках полученных им полномочий сформировал новый руководящий орган страны, который в неточном переводе на русский известен как Государственный административный совет (бирманская аббревиатура – На-Са-Ка). Те, кто помнит советские времена, может увидеть некоторый аналог в Президиуме Верховного Совета СССР – и будет прав, поскольку На Са Ка обладает в том числе законодательными функциями (согласно статье 419 конституции). А 1 августа 2021 года в Мьянме был создан исполнительный орган власти, который на тот момент получил название «правительства переходного периода» или «временного правительства». Премьер-министром стал старший генерал Мин Аун Хлайн, сохранивший за собой должность председателя На-Са-Ка.
По логике вещей, 1 февраля 2023 года На-Са-Ка должен быть распущен, и власть снова вернется к Ка-Лоуну во главе с и.о. президента Мьин Све. После этого, в соответствии со статьей 429 конституции, в течение шести месяцев должны пройти новые всеобщие выборы.
Будет объявлена дата выборов
Шесть месяцев истекают в августе – но выборы не обязательно пройдут именно в этом месяце. По мнению экспертов, июнь и июль из выборного графика можно исключить – это разгар сезона дождей с раскисшими дорогами и плохой коммуникацией. Апрель – время нового года, а март слишком близок к 1 февраля.
Поэтому «август или май» - сегодня самая распространенная версия сроков выборов. Уже ясно, что голосование пройдет по партийным спискам, а не по мажоритарным округам, как раньше, что даст шанс провоенной политической силе и союзным с ней партиям получить парламентское большинство, которое, к тому же, будет гарантировано еще и закрепленной по конституции за вооруженными силами квоте в четверть депутатских мандатов. Исходя из такого расклада, военные вряд ли заинтересованы в том, чтобы серьезно подтасовывать результаты – да и история предыдущих голосований показывает, что они в основном проводили выборы честно – правда, потом неприятно удивляясь результатам.
Поскольку на значительной части страны выборы провести проблематично из-за действий вооруженной оппозиции (которая, хорошо понимая шансы провоенных сил, старается эти выборы сорвать, в том числе убивая гражданских служащих, обеспечивающих подготовку и проведение голосования), выборы скорее всего будут растянуты во времени. В истории Мьянмы это тоже уже было – первые выборы в независимой стране длились с июня 1951 года по апрель 1952 года. Причина была все та же – внутренняя нестабильность.
Согласно статье 399 конституции, Союзная избирательная комиссия имеет право отложить выборы на той или иной территории по соображениям безопасности. Формально это можно сделать и на территории всей страны – но тогда наступит правовая коллизия с другой статьей конституции (429), согласно которой выборы нужно проводить в течение шести месяцев с момента отмены чрезвычайного положения.
Кто будет править страной?
И, наконец, последний вопрос – как будет называться переходный орган, который будет править в стране после На-Са-Ка и до передачи власти победителю на выборах. По этому поводу есть несколько мнений. Би-Би-Си, со ссылкой на источники в руководстве страны, высказывает одну из версий, что это будет некое Guardian Government – судя по всему, у этого органа еще даже нет точного названия, поскольку Би-Би-Си в тексте на бирманском языке приводит именно этот английский вариант.
Есть и другие версии развития событий. Одна – что существование На-Са-Ка будет продлено уже без чрезвычайного положения, и в этом случае противоречий с конституцией не будет, поскольку Ка-Лоун до созыва нового парламента может делегировать по своему усмотрению какие угодно полномочия кому угодно.
В связи с этим, есть и еще один вариант – что полномочия главкома (и На-Са-Ка) будет продлены, а чрезвычайное положение сохранено. Юристы говорят, что в этом случае можно зацепиться всего за одно слово в статье 425 конституции, где говорится о том, что если главком вооруженными силами «подает заявление о продлении установленного срока [чрезвычайного положения] с указанием причин, по которым он не смог выполнить возложенные на него обязанности [после того, как истечет год со дня передачи ему чрезвычайных полномочий].., как правило [в английском тесте - normally], разрешаются два продления установленного срока на шестимесячный срок до каждого продления». То есть, два дополнительных шестимесячных срока продления чрезвычайного положения – это не предел, если зацепиться за слово normally. В этом случае, кстати, после 1 февраля не надо будет в шестимесячный срок проводить новые выборы, и для военных это, возможно, был бы предпочтительный вариант. Однако, при таком сценарии нынешние власти Мьянмы рискуют нарваться на негативную реакцию со стороны некоторых относительно дружественных к ним стран, отношения с которыми для них сегодня крайне важны – прежде всего, Китая и Индии.
* * *
До 1 февраля осталась неделя, поэтому долго ждать ответа на вопрос о том, что случится после этой даты, уже не надо. В любом случае, как говорят знающие люди, сейчас пять ведущих юристов страны, привлеченных На-Са-Ка к работе, просчитывают все не противоречащие закону сценарии дальнейшего развития событий.