Музыка. Puhdys

топ 100 блогов uctopuockon_pyc02.09.2023

Не знаю почему, но что-то меня потянуло в мемуары по странам народной демократии — недавно вот румынское кино вспоминал, а тут вдруг Puhdys вспомнился...

Музыка. Puhdys

Да, пластинка этого ВИА у меня была.

Одной из самых успешных немецких рок-групп однозначно является Puhdys, образованная в Ораниенбурге, Восточная Германия, в 1969 году. Впрочем, они выступали вместе уже с 1965 года, хоть и в разных составах, но всё под именем Puhdys. Группа была особенно популярна на территории Восточной Германии, однако они также пользовались значительным успехом и за пределами ГДР. Более того, Puhdys стали одной из первых восточногерманских групп, которым было разрешено гастролировать по Западной Германии. Характерной чертой группы является использование немецкого языка в своих песнях, что позволило им завоевать широкую аудиторию на родном языке. Они получили признание и уважение на мировой сцене благодаря энергичным выступлениям и своему музыкальному таланту.

Исторически группа Udo-Wendel-Combo, созданная в 1965 году, стала истоком для развития Puhdys. После ухода гитариста и вокалиста Венделя в конце того года, группе потребовалось новое название. Четверо участников, а именно клавишник Питер Мейер, барабанщик Удо Джейкоб, басист Гарри Йеске и ведущий гитарист и вокалист Дитер Хертрампф (заменивший Венделя), приняли решение использовать буквы из своих имен для образования имени Puhdys, которое, в остальном, не имеет какого-то смыслового значения.

В 1969 году в группе произошли дальнейшие кадровые изменения, и она получила лицензию на профессиональные выступления, что оказалось крайне важным для них в Восточной Германии. Гюнтер Восилус заменил Джейкоба на посту лидера группы, а Дитер Бирр присоединился к ним в качестве вокалиста-гитариста, укрепив состав группы на следующие десять лет. Они считают основанием группы не 1965 год, а тот момент, когда Бирр и Восилус присоединились к группе. 

Во Фрайберге, Саксония, 21 ноября 1969 года состоялся дебютный концерт. Надо отметить, что британские хард-рок-группы, вроде Deep Purple и Uriah Heep, оказали значительное влияние на их ранние выступления, несмотря на то, что члены группы больше увлекались ранними американскими рок-музыкантами, например Элвисом Пресли. На самом начальном этапе своей карьеры Puhdys представляли в основном кавер-версии зарубежных исполнителей. Восточная Германия испытывала огромную потребность в таких каверах, в основном потому, что аудитория не имела возможность покупать западные альбомы, и рок-музыка в стране рассматривалась с определенным подозрением. Творческая обстановка начала меняться после того, как к власти пришел Эрих Хонеккер в 1971 году. В результате Puhdys поступило предложения записываться на государственном лейбле Amiga, они согласились выступать на немецком языке и держаться в стороне от политической активности.

В 1971 году группа выпустила свой первый сингл "Türen öffnen sich zur Stadt", ставший значимым результатом их творчества. Продолжительностью более пяти минут, песня продемонстрировала влияние прогрессивного рока, особенно группы Uriah Heep, и сделала Puhdys одной из наиболее востребованных групп Восточной Германии. Музыкальную составляющую песни написал ведущий вокалист группы Бирр, а тексты были созданы Вольфгангом Тилгнером, одним из главных авторов группы, вместе с Буркхардом Лэшем.

На следующий год Puhdys получили предложение на съемки в фильме Хайнера Кэроу "Легенда о Поле и Пауле". Данный фильм был быстро снят в ГДР в связи с отсутствием высоко острого политического подтекста, и уже сейчас количество зрителей, посмотревших его, составляет три миллиона. Кроме того, четыре песни Puhdys, прозвучавшие в этом фильме, стали популярными хитами. Кроме того, в 1973 году группа впервые выступила перед многочисленной аудиторией на 10-м Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Восточном Берлине.

В начале 1974 года был выпущен первый альбом группы Puhdys, который оказался чрезвычайно успешным и до сих пор пользуется большой популярностью среди поклонников. Однако стоит отметить, что этот альбом, хотя и является заслугой группы, в некоторой степени основан на творчестве западных исполнителей. Причиной такого результата стала политическая невозможность использования оригинальных песен в фильме "Легенда о Поле и Пауле", а также предпочтение режиссера Кэроу немецкоязычным эквивалентам.

В первый альбом вошли синглы группы, актуальные на тот момент, включая три песни из фильма ("Geh zu ihr", основанная на композиции Slade "Look Wot You Dun "; "Wenn ein Mensch lebt", во многом опиравшаяся на хит Bee Gees "Spicks and Speks", и "Zeiten und Weiten"). Четвертая песня ("Manchmal im Schlaf") была включена во второй альбом, вышедший в 1975 году. Однако второй альбом не получил такого же благоприятного приема, хотя в него были включены две наиболее известные песни группы - "Steine" и "Lied für Generationen". Тем не менее, этот альбом, возможно, показал более самобытный стиль исполнения, отличающийся от первого альбома.

Третий альбом Puhdys, с названием "Sturmvogel" (1976), оказался чрезвычайно популярным и смог компенсировать недостатки их второго альбома. Группа активно избегала использования жанра хард-рок и вместо этого решила записать кавер-версию песни "Schlafe ein und fang die Träume", которая была исполнена польской группой 2 plus 1. Данная группа также выпустила песню на немецком языке, оригинальное название которой было "Kołysanka Matki". Помимо этой песни, альбом "Sturmvogel" включал такие популярные треки, как "Lebenszeit", "Reise zum Mittelpunkt der Erde" и заглавный трек.

Песня, которая должна была стать неофициальным гимном группы, была выпущена в качестве сингла под названием "Alt wie ein Baum" в 1976 году. Благодаря исполнению Хертрампфа, эта мелодия быстро стала популярной для совместного хорового пения на концертах, и Puhdys часто исполняли ее в своих программах дважды или даже трижды. В результате песня появилась на первом альбоме сборнике хитов группы, в который вошли их лучшие песни, выпущенном в следующем году.

В 1973 году Puhdys начали свои выступления и гастроли в различных коммунистических странах, включая Советский Союз. Однако их наибольшее число поклонников за пределами ГДР находилось в Западной Германии, где начали появляться их альбомы. Тем не менее, официальные представители ГДР с большой неохотой разрешали выезд артистов на запад, опасаясь возможных случаев дезертирства. В 1974 году группа стала первой рок-группой из Восточной Германии, которая смогла провести гастроли в Бельгии и Нидерландах; и наконец, им было разрешено выступить в Западной Германии, дав концерт в Гамбурге 9 ноября 1976 года, затем они выступили в Дортмунде и Западном Берлине. Интересный факт заключается в том, что Puhdys получили разрешение сохранять часть своих гонораров в твердой валюте, хотя обычно в Восточной Германии государство стремилось забирать всё. После успешных концертов альбомы группы были выпущены в Западной Германии в 1977 году.

Группа вслед за Sturmvogel выпустила альбом "Rock 'n' Roll Music", состоящий из рок-н-ролльных песен 1950-х и начала 1960-х годов. Этот альбом стал одним из наиболее продаваемых в Восточной Германии, во многом благодаря отсутствию оригинальных записей исполнителей. Однако на западе он не получил такой успешной реакции со стороны публики.
Группа попросила выдающегося музыканта Чака Берри написать текст к песне "Brown Eyed Handsome Man". Однако, он отменил свою обещание, заявив, что забыл текст.
После альбома "Rock 'n' Roll Music" группа выпустила два более тяжелых альбома — "Perlenfischer" в 1977 году и "10 Wilde Jahre" в 1978 году. Последний из них содержал в себе эпическую мелодию под названием "Doch die Gitter schweigen", которая была специально заказана для празднования 30-летия ГДР в 1979 году. Основная тема композиции — стремление заключенного к свободе и побегу.

Группа  выпустила хорошо принятый двойной концертный альбом Wilde Jahre, который был записан в берлинском театре Friedrichstadpalast. После того, как Восилус решил покинуть группу из-за усталости от гастролей, он основал первую частную студию звукозаписи в ГДР и начал вести радиошоу с Бирром. В 1984 году Восилус уехал из страны и осел в Гамбурге. Его место в группе занял бывший барабанщик Prinzip, Клаус Шарфшвердт.

В 1980 году группа со Шарфшвердтом выпустила альбом "Heiß wie Schnee". На тот момент популярность коллектива за пределами ГДР достигла своего пика. Заметными группами из Восточной Германии были также Karat и City. Их успех указал на развивающуюся Новую Немецкую волну, в рамках которой немецкоязычный рок процветал на Западе. Вторым альбомом Puhdys и Шарфшвердта стал "Schattenreiter", который был записан в Западной Германии и имел еще больший успех. В этом альбоме присутствовала песня "He, Joh", посвященная Джону Леннону. Группа исполняет эту песню на своих концертах, зачастую миксуя ее с фрагментами песни Леннона "Imagine", на основе которой она и была создана. В 1981 году "He, Joh" стала самым продаваемым синглом в ГДР.
Официальный фан-клуб группы был основан в западногерманском городе Падерборн, примерно в то же время. В 1982 году группу удостоили национальной премии Восточной Германии за их художественные достижения, в знак признания их популярности.

Стремясь расширить круг своих поклонников за пределами Германии,  Puhdys записали англоязычный альбом "Far From Home" в Лондоне при поддержке западногерманского певца Вольфганга Михельса. Состоящий из перезаписанных версий некоторых их немецких хитов, он не стал международным прорывом, на который они надеялись, хотя и дал группе шанс выступить с разовыми концертами в нескольких странах, включая Соединенные Штаты. Как и англоязычный альбом City Dreamland, записанный годом ранее, ему мешал сильный акцент Бирра и Хертрампфа, хотя он и получил большее признание в Германии. 

В последующем альбоме 1984 года "Das Buch" уже синтезаторы занимали значимое место. Однако, этот альбом столкнулся с проблемами цензуры из-за песни "Ich will nicht vergessen" и ее упоминания о "Deutschland", теме, запрещенной в ГДР. Группа объяснила эти детали как отсылку к Генриху Гейне, но на самом деле они относились к разделенной Германии. Заглавный трек альбома представлял собой монолог, описывающий Землю после ядерной войны, и был исполнен немецким молодежным хором.
Группа, за исключением Шарфшвердта, членам которой было уже за 40, заявила, что будет играть до достижения ими "Rockerrente" (Рокерской пенсии), как предсказано в песне с таким названием.

Группа Puhdys провела первый релиз своего двойного альбома "Das Buch" в Западной Германии в 1988 году, что принесло им значительный успех. Записанный в Карл-Маркс-Штадте, этот альбом впоследствии был включен во второй концертный альбом "Live in Sachsen". Внутри альбома "Das Buch" находилась точная версия композиции "Das Buch" и знаменитое "Medley 15 Jahre Puhdys", которое группа исполняла без изменений на протяжении 15 лет.
Тем не менее, после выпуска альбома "Ohne Schminke" в 1986 году, активность группы замедлилась. Они стали всё более пребывали в состоянии старейших рок-музыкантов ГДР и уже только вдохновляли такие молодые группы, как Rockhaus и Pankow.
В это время один из участников Puhdys, Бирр, выпустил свой сольный альбом "Intim" в 1986 году, где сотрудничал с Мейером и Питером Расимом. За ним последовал выпуск сольного альбома Хертрампфа "Liebe pur" в следующем году, который был создан совместно с Шарфшвердтом и Йеске.
Наконец, в 1988 году альбом "Das Buch" стал первым релизом Puhdys, который увидел свет на CD в Западной Германии. Этот шаг стал важным достижением для группы и подтвердил их популярность и значимость в роли рок-музыкантов.

В конце 1980-х годов Puhdys приняли решение об окончании своей деятельности. Их альбом "Neue Helden", выпущенный в 1988 году с оркестровым сопровождением, задумывался как последний в их творчестве. Автором некоторых слегка политизированных текстов, выступающим под псевдонимом, был вокалист и автор песен Курт Деммлер. Изначальная обложка альбома, на которой были изображены два младенца в подгузниках, на флагах СССР и США, вызвала запрет в ГДР. Считается, что причиной запрета было именно присутствие американского флага, а не контекст песен. Внутренний релиз альбома был с замененной обложкой — простой зеленой (международной версии, выпущенной лейблом Koch Records, изменения не затронули). Группа отправилась в прощальный тур, посвященный 20-летию существования коллектива, в сопровождении чехословацкой группы Turbo и западногерманских музыкантов The Lords.

В результате открытия Берлинской стены в ноябре 1989 года и последовавших действий по воссоединению Германии, интерес к артистам из Восточной Германии существенно упал. Граждане ГДР теперь имели возможность приобретать музыку международных исполнителей без преград. Кроме того, изменился политический климат, в результате чего многие известные звезды ехали в Берлин для выступлений, часто бесплатных, в конце 1989 и в 1990 годах. Возникли проблемы с привлечением аудитории для новой группы "Maschine und Männer" с Шарфшвердтом.

В 1991 году группа Puhdys собралась для одного концерта у Бранденбургских ворот, который получил такой восторженный прием, что сподвигло музыкантов на решение продолжать совместную деятельность. Страна, где они раньше жили - Восточная Германия - в то время претерпевала серьезные изменения, появлялись признаки ностальгии по ГДР и начиналась формироваться региональная идентичность, которую называли "Ossis". В следующем году группа выпустила альбом под названием "Wie ein Engel". Главный трек песни, где рассказывалось о подростках, которые решили посерфить на скоростных поездах, стал вторичным хитом и был сопровожден небольшим бюджетным клипом. Однако, альбом стал известен благодаря гимну "Was bleibt", который был вдохновлен книгой восточногерманской писательницы Кристы Вольф. Этот гимн ставил вопрос о том, что останется после исчезновения ГДР. Первоначально было продано около 24 000 копий альбома "Wie ein Engel". Хотя это число для национальной продажи не является блокбастером, большая часть продаж пришлась именно на Восточную Германию, что делает его точно региональным лидером. Около двух лет спустя, в 1993 году, переиздание каталога Puhdys на CD также продалось достаточно хорошо, что позволило выпустить множество сборников и компиляций.

Концерт Puhdys в честь их 25-летия был проведен в театре Huxleys Neue Welt в бывшем Западном Берлине. Зал был полностью заполнен, несмотря на сомнения, и они даже добавили два дополнительных концерта в последующие вечера. Помимо развлечения публики, эти концерты были использованы для выпуска нового альбома Zeiten ändern sich. Альбом обращался к проблемам объединения Германии и включал композицию Шарфсвердта "Deutschland Deutschland", на обложке которой были изображены Бранденбургские ворота, символическое рукопожатие и колючая проволока, напоминающая о бывшей СЕПГ. Однако, особенностью этого альбома было то, что он стал вокальным дебютом басиста Гарри Джеске, который исполнил или, по крайней мере, рассказал автобиографическую мелодию под названием "Halbzeit".

В связи с огромным успехом своих концертов, особенно в Восточной Германии, группа Puhdys активно гастролировала. В 1996 году был выпущен концертный альбом "In flagranti", который также оказался очень популярным. Несмотря на то, что даже несколько синглов не вошли в этот альбом (в том числе официальные гимны хоккейных и футбольных команд Eisbären Berlin и Hansa Rostock), следующий студийный альбом "Frei wie die Geier" вышел только через три года в 1997 году. В этот период состоялось заявление 59-летнего Йеске о своем уходе из группы, по причине плохого здоровья, и он покинул коллектив на концерте, посвященном его 60-летию. Впоследствии он уехал на Филиппины, на родину своей молодой супруги.

В 1999 году Гарри Джеске в группе Puhdys заменил Питер "Бимбо" Расим. Новый состав записал альбом под названием "Wilder Frieden", который показал влияние новых немецких групп, в частности Rammstein. В одной из песен на альбоме, "Wut will nicht sterben", приняли участие вокалист Rammstein Тилль Линдеманн и соло гитарист Рихард Круспе. Концерт группы Puhdys в Вальдбюне (западный Берлин) был продан на 23 000 билетов и стал юбилейным концертом в честь 30-летия группы, который был также запечатлен на DVD.
Бирр, Мейер и Хертрампф снялись в фильме "Comeback für Freddy Baker" с Марио Адорфом в главной роли.
Кроме того, группа выступила на концерте тысячелетия на берлинской площади Александерплац.

В 2001 году был выпущен еще один новый альбом под названием "Zufrieden?". Обложка альбома была украшена фотографией модели в нижнем белье из таблоида Bild. В своем составе альбом имел первую композицию Rasym/Schafschwerdt. Однако, всё-таки Бирр занимал доминирующее положение в группе, так как он был автором текстов песен и сочинителем музыки вместе с Майером. Последний настоящий прорыв в творчестве Хертрампфа был в его последней крупной вокальной партией в песне "Die Wärme der Nacht" на альбоме Das Buch.
В конце года был выпущен светский рождественский альбом под названием "Dezembertage".

Согласно предложению своего менеджера Рольфа Хеннинга, группа Puhdys в 2003 году записала альбом кавер-версий восточногерманских рок-песен под названием "Undercover". Это стало их первой попыткой исполнить кавер на песню "Wasser und Wein", которая была исполнена на канале Schattenreiter 22 года назад. Несмотря на то, что альбом получил большее освещение в СМИ Западной Германии, чем обычно, некоторые поклонники критически отнеслись к выбору песен, считая его неудачным. Кроме того, большинство треков, таких как "Über sieben Brücken" Karat и "Battaillon d'Amour" Silly, оказались самыми большими хитами уже для каждой из них.

В 2005 году Бирр заразился болезнью Лайма от укуса клеща, что привело к серьезному заболеванию. После его выздоровления, Puhdys вернулись к своим гастрольным выступлениям, соблюдая плотный график. В течение этого периода они также работали над созданием новых треков для альбома "Alles hat seine Zeit". Однако возникли трения внутри группы в связи с фотографией на обложке альбома. На этой фотографии Бирр находился в центре, в то время как другие участники группы стояли спиной к камере.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Об актуальности проблемы даже говорить ничего не буду: и так понятно, что и есть, и актуальна. Соответственно, в тех странах, где уже начали задумываться не только о выживании, но и ...
Заметил заведение с идиотским названием и грузинской кухней, ну и решил заглянуть. Да еще так вышло, что времени особо не было, да и без фотоаппарата остался. Но таки решился на эксперимент, запилил обзор бизнес-ланча на мобилку, но и с этим не всё гладко - телефон был почти полност ...
Сдал назад? Пацаны в тапочках в очередной раз отмудохвли мирового ...
В штабе командования армии Юго-Востока LifeNews сообщили, что украинские вооруженные силы действуют по приказу из Киева и их главная задача – провести выборы 25 мая по своему сценарию. – Тяжелой артиллерией расстреливают мирных жителей. Они это делают, чтобы провести выборы по своему сце ...
Вообще, откровенно говоря, само понятие зоны комфорта - это феерическая хрень "искуственная и надуманная сентенция". У психологов в лексике это понятие неизбежно идёт как что-то не слишком хорошее: как некая область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта, уюта и ...