Музей ЗИЛ в Сокольниках
djhooligantk — 15.05.2024Закрылся музей Завода имени Лихачёва в Сокольниках. К сожалению эта участь всё чаще настигает автомузеи, которым необходимо много места, много средств на восстановление, реставрационные работы и поддержание экспонатов в отличном состоянии. Тем более, вход в этот скромный, но уникальный музей был бесплатным. Успел побывать в нём. Поэтому сегодня устрою небольшую экскурсию по его экспозиции.
Главное в музее - безусловно его подлинные автоэкспонаты. И начнём мы в хронологическом порядке с грузовика АМО Ф-15 1929 года выпуска.
Завод был основан в 1916 году, как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (отсюда и сокращение АМО в названиях первой продукции). Строились АМО Ф-15 с 1925 года. На их базе выпускали кареты скорой помощи, автобусы, пожарные машины, почтово-пассажирские автобусы и другие спецавтомобили.
Ещё один грузовик - ЗИС-5 - хорошо известен, как выпускавшийся заводом во время войны (в упрощённой версии ЗИС-5В с деревянной кабиной). Данный же экземпляр - один из последних выпущенных серийно - 1947 года.
Но кроме грузовиков Заводу имени Сталина (как он стал называться с 1931 года) поручили выпуск представительских лимузинов для партийной номенклатуры. ЗИС-110П (полноприводный).
В годы выпуска (1945-1961) позволял разогнаться до рекордных 140 км/ч.
Автомобиль был очень прожорливым - расходовал до 60 л на 100 км.
В 1956 году завод именуют в честь Лихачёва. - ЗИЛ.
Можно проследить за изменениями и шильдиками наглядно.
ЗИЛ 4102 "Раиса". Был создан в 1985 году специально для Раисы Михайловны Горбачевой. В салоне автоинформатор женским голосом выдавал информацию о состоянии автомобиля, а при изготовлении корпуса применялись композитные материалы. Говорят, Горбачёву автомобиль не понравился, поэтому в серию не пошёл. Это единственный сохранившийся из двух выпущенных экземпляров.
ЗИЛ-41047 - основной представительский автомобиль с 1985 года. Отличался от предыдущей модели (410045) обновлённым дизайном - прямоугольными фарами, новыми поворотниками и т.п. Один из самых длинных серийных автомобилей мира. Выпущено более 150 экземпляров. Последний в 2015 году.
ЗИЛ-41041 - укороченная 5-местная модификация ЗИЛ-41047, для работы машиной сопровождения в кортежах. Выпущено 34 ед в 1986-2000 гг.
Вариант в белом цвете.
ЗИЛ-41052. Спецверсия лимузина ЗИЛ-41047 со специальной защитой кузова. Выпускались такие бронированные автомобили с 1988 по 1999 гг (14 шт). Сначала на Курганском танковом заводе изготавливали бронекапсулу, а уже вокруг неё на ЗИЛе собирали автомобиль. Были задублированы система зажигания, аккумулятор, бензонасос и электрические цепи, а шасси сконструировано таким образом, чтобы лимузин невозможно было перевернуть.
Скорость - до 190 км/час. А какая толщина у бронебойного стекла! Закалённые стёкла склеены плёнкой, предотвращающей от поражения осколками.
ЗИЛ-41041. Фаэтон - купе-кабриолет. На них традиционно "принимали парады" до замены на "Аурусы" в 2019-м году.
Выпущено всего 4 экземпляра в 2009-10 гг.
Легендарный ЗИЛ-Э118 "Юность". Окрашен в цвет авто-победителя конкурса автобусов в Ницце в 1967 году. Внук Генри Форда пытался договориться о совместном выпуске автомобиля, когда в 1970-х приезжал в Москву, но не вышло. Таких микроавтобусов было выпущено всего 7 штук.
Одна из главных особенностей 16-местного салона - панорамное остекление крыши. А на кожухе двигателя расположен селектор автоматической коробки передач (на фото не влез).
На базе ЗИЛ-118 выпускались экскурсионные столичные автобусы, такси, машина скорой медицинской помощи, малая передвижная репортажная телевизионная станция (АРТС). С 1971 года дизайн машины поменялся. Дальнейшее развитие - ЗИЛ-3207 выпускался до 1998 года. В музее - последний выпущенный экземпляр.
Фары от автомобиля "Жигули" (такие ставились на последних двух экземплярах). В салоне прослеживается эстетика 1980-х.
ЗИЛ-32071 с высокой (на 20 см выше) композитной крышей. Выпущен в 1994 году. Всего было сделано 63 экземпляра.
Максимальная скорость - 140 км/ч. Трехступенчатая автоматическая коробка передач.
На ЗИЛе собирались и машины-вездеходы. ЗИЛ-2906 "Шнекоход". Шнекороторный снегоболотоход - вездеход сверхвысокой проходимости для поиска космонавтов в труднодоступных для другого вида транспорта местах. Разработка проводилась Специальным конструкторским бюро АМО ЗИЛ по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ С.П. Королёва после чуть не закончившегося трагедией спуска экипажа «Союз-23». Выпущено в 1980-1991 гг 5 экземпляров. За нам виден выпущенный в единственном экземпляре в 1978 году вездеход ЗИЛ-3906.
ЗИЛ 49065 "Синяя птица". Амфибия для обнаружения и эвакуации космонавтов. С 1971 по 1991 год выпущено 25 штук.
Есть и другие любопытные экспонаты. Электрокар, который работал в заводских цехах.
Вот и все органы управления.
Есть ещё миниатюрная Honda N360. Ивану Денисовичу рядом с ней всего 6 лет.
По легенде машину подарили Брежневу во время визита в Японию. Она ему не понравилась и он отдал её на ЗBЛ для изучения.
Внутри.
В музее есть кинозал с заводской кинохроникой.
В музее есть ещё рабочий кабинет инженера, многочисленные книги, чертежи, силовые агрегаты, плакаты и заводские образцы.
А помните холодильники "ЗиЛ -Москва". Для производства холодильника из завода был выделен отдельный "Московский завод домашних холодильников".
Оснастка для отливки колокола.
Различные испытательные сттенды.
Вот такой интересный музей. Надеюсь, что он возобновит свою работу.
|
</> |