Музей-квартира Архипа Ивановича Куинджи в Санкт-Петербурге
sinekvan — 21.10.2022 Музей-квартира Архипа Ивановича Куинджи в Санкт-ПетербургеДом, выходящий на набережную Малой Невы, не случайно называют «домом художников»: в разное время здесь жили такие известные живописцы, как братья Г. Г. и Н.Г. Чернецовы, А. К. Беггров, М. П. Клодт, А. И. Корзухин, Г. Г. Мясоедов, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской.
К началу 1890-х годов Архип Иванович сменил немало адресов на Васильевском острове и сам некоторое время был хозяином трёх жилых домов по 10-ой линии, которые впоследствии он продал с крупной выгодой для себя. Эта сделка положила начало баснословному состоянию Куинджи, о котором все говорили.
В 1897 году известный русский пейзажист Архип Иванович Куинджи поселился в доходном доме купцов Елисеевых в Биржевом переулке и прожил здесь последние 13 лет своей жизни.
Ещё в семидесятых годах девятнадцатого столетия этот дом перешёл во владение одного из братьев Елисеевых, с именем которого связано появление необычной мансарды, ставшей впоследствии мастерской Куинджи. Она была построена по оригинальному проекту архитектора Гавриила Васильевича Барановского в 1887-ом году.
Квартира в Биржевом переулке привлекла внимание художника, прежде всего, огромной мансардой-мастерской, из которой открывается величественный вид на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону. Мастерская оказалась очень удобной для работы.
Куинджи всегда нравились высокие точки обзора, а из окон мансарды дома Елисеевых в то время открывалась широкая городская панорама.
Если смотреть на дом со стороны набережной, то мастерская художника хороша видна (мансарда с широкими окнами).
Выбор собственного жилья четы Куинджи был довольно символичным: они поселились в доме, где этажом ниже жил друг и учитель Архипа Ивановича Иван Николаевич Крамской.
Вход в музей-квартиру осуществляется с Биржевого переулка.
Он находится на 4 этаже жилого дома.
Музей-квартира А.И. Куинджи воссоздаёт атмосферу, долгие годы окружавшую легендарного мастера пейзажа.
Экспозиция небольшая. Экспонаты, находящиеся в музее-квартире, рассказывают о жизни и творчестве легендарного пейзажиста, мастера «иллюзии света», мецената и педагога.
Квартира Куинджи двухуровневая. На первом этаже всего несколько комнат: гостиная, кабинет и выставочный зал. Мастерская же занимает всю площадь второго уровня в которую можно попасть, поднявшись по деревянной лестнице.
- Гостиная - самое большое помещение жилой части квартиры. Обычно в ней на стене висит портрет самого хозяина, знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи, исполненный живописцем Крамским в 1870-х годах.
В наше посещение портрет висел на выставке Крамского, проходящей в одной из комнат музея-квартиры Куинджи.
На ее месте висела оригинальная картина И.И.Шишкина «Дуб в парке Старого Петергофа». Вместе с Шишкиным Куинджи преподавал в Академии Художеств, и они долгие годы дружили.
Архип Иванович и его жена, несмотря на солидные денежные средства, которыми они обладали, вели образ жизни довольно скромный. Обстановка квартиры отличалась крайней простотой. Вся мебель была куплена супругами сразу после свадьбы на аукционе. Потом они перевозили её из квартиры в квартиру.
Куинджи не держали прислуги, Вера Леонтьевна сама занималась хозяйством, готовила, убирала и даже мыла кисти для Архипа Ивановича. Всю жизнь она посвятила мужу и этим гордилась.
Жизнь четы Куинджи в новой квартире была размеренной и спокойной: у себя они принимали только самых близких друзей, среди которых особенно желанными гостями были живописец Илья Ефимович Репин и знаменитый уже химик Дмитрий Иванович Менделеев. Нередкими гостями были ученики из пейзажной мастерской Академии художеств.
Богатый и знаменитый живописец пренебрегал вещами - главным для него оставалось искусство.
Богатство свое мастер не выставлял напоказ. Большую часть средств Куинджи тратил на благотворительность, в том числе на поддержку молодых художников.
К сожалению, даже эта скромная обстановка не дошла до наших дней: после смерти Куинджи его жена была вынуждена оставить эту квартиру, так как она была слишком велика для неё одной. Всю меблировку она, видимо, увезла с собой.
Сейчас в Гостиной представлены предметы мебели, подобные тем, что можно было видеть в петербургских квартирах второй половины XIX -- начала XX века.
У окна на столике самовар
Чуть далее кофеварка с кофейными чашками.
Главным предметом гостиной является рояль, подаренный художником на свадьбу жене в 1875-ом году. На рояле стоит ее портрет.
Вера Леонтьевна была хорошей пианисткой, она прекрасно играла классическую современную русскую, а также классическую итальянскую и немецкую музыку. Иногда они вместе музицировали - Архип Иванович ещё в юности самостоятельно выучился играть на скрипке.
В экспозиции представлена скрипка итальянской фирмы Amati, 1813 года.
Иногда они пели дуэтом: русские, украинские и греческие (ведь по происхождению они были греками) народные песни.
В семье Куинджи очень любили произведения Чайковского.
Не случайно, за роялем, у стены находится скульптура композитора.
Лира с рояля плавно переместилась на спинку стула
Лебеди-ручки удивительны изящны.
Игральный столик. На столике стоят шахматы – еще одно увлечение Архипа Ивановича.
В музее можно увидеть фотографию, на которой он играет в шахматы с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Они могли играть часами. Они не только играли, но и проводили химические опыты, эксперименты с красками.
Вера Леонтьевна имела хорошее образование, закончила женскую гимназию. Она не только хорошо играла на рояле, но и владела французским языком. Две научные статьи Дмитрия Ивановича Менделеева о бездымном порохе она перевела на французский язык.
На столике стоит фотография репродукция картины Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма». Сама картина не сохранилась, ее местонахождение до сих пор неизвестно.
При жизни Архипа Ивановича она находилась в его мастерской. После смерти художника по его завещанию стала собственностью Общества имени А. И. Куинджи, а впоследствии была передана художественному музею Новгорода. Но в годы Великой Отечественной войны она бесследно пропала.
Именно этот пейзаж, буквально ошеломивший публику, художников и критиков, А.И. Куинджи представил на рассмотрение Совета Императорской Академии художеств, с просьбой удостоить его звания художника. Совет счёл его произведение достойным, и после сдачи словесного экзамена Архип Иванович получил звание художника, которое позволило ему выставлять новые работы на академических выставках.
Рядом находится фотография портрета Куинджи, работы И.Е. Репина, с которым Куинджи дружил со времен обучения в Академии.
На стене висят фотографии Карасевки (Карасу), местечка близ Мариуполя, где родился Архип Иванович Куинджи.
Портрет Архипа Ивановича работы студента Виктора Васнецова, здесь Куинджи 28 лет.
Портрет Веры Леонтьевны работы Куинджи, нарисовал он ее после свадьбы.
Дом на Малом проспекте ВО, где Куинджи прожили 10 лет. После капитального ремонта ни квартира Куинджи, ни мансарда, где была его мастерская не сохранились. Именно здесь Куинджи написал свои самые знаковые, эпохальные работы: «Лунную ночь на Днепре» и «Березовую рощу».
Обращение Куинджи в академический совет, описание гостиной, описание академии художеств, репродукции картин художника.
Завещание Куинджи.
В своем завещание А.И. Куинджи позаботился о ком только мог. Супруге завещал 2500 рублей ежегодно. Вспомнил брата, глубокого старика, у которого жил мальчиком, не забыл племянников и их детей. Отрядил церкви, в которой крестился, дабы организовали школу его имени.
Остальной свой капитал, а также все графические и живописные произведения художника, находившиеся в его собственности, художник передал обществу имени Куинджи.
Также здесь находятся фотографии Архипа Ивановича сделанные в разные годы.
С гостиной соседствуют два небольших помещения:
- Кабинет (будуар) Веры Леонтьевны Куинджи
После смерти Куинджи его отпевали в домовой церкви Академии художеств, некролог написал его ученик Николай Рерих.
Куинджи похоронили на Смоленском кладбище. Спустя три года на его могиле установили надгробие по проекту архитектора Щусева, мозаичное оформление выполнено по рисункам Николая Рериха. Изображено древо жизни, вокруг него вьется змея символ мудрости. Перед надгробьем установлен бюст Куинджи.
В 1952 году прах Куинджи и само надгробие перенесли в Александро-Невскую лавру в Некрополь мастеров искусств.
В Мариуполе, на его родине, есть музей Куинджи, там же установлен его бюст. Сейчас, несмотря на то что музей сильно разрушен, картины Куинджи и Айвазовского, которые там хранились, удалось сохранить.
- Спальня – пространство для временных выставок.
В наше посещение там проходила выставка Ивана Николаевича Крамского.
Выставка: Иван Николаевич Крамской. Правда и поэзия жизни
- Мастерская
В помещение мастерской находится экспозиция, посвящённая периоду работы мастера в Санкт-Петербургской Академии художеств в 1890-х годах и педагогической деятельности Куинджи.
Когда попадаешь в пространство мансарды, даже дух захватывает от простора, огромных панорамных окон и видов из них. Эта мансарда единственное сохранившееся архитектурное сооружение Петербурга, которое сохранилось в своем оригинальном состоянии. Высота 8 метров, общая площадь около 150 метров.
Большие окна в мастерской давали много света и работать было очень удобно. Куинджи оборудовал мастерскую под себя. Он повесил на кольцах плотные шторы чтобы регулировать дневное освещение, по углам установил софиты для искусственного освещения.
Для себя оборудовал камин.
Здесь воссоздана рабочая атмосфера. Мольберты и кисти, картины и этюды, смазанные палитры и высохшие краски погружают в мир, полный света и вдохновения. Такую обстановку мастер боготворил.
На столе книги, стоит микроскоп – для изучения свойств красок.
Куинджи много экспериментировал с красками, с их составом. Искал тоновые и фактурные решения. Дружба художника с Дмитрием Менделеевым, увлечение Архипа Ивановича наукой и свойствами красок (Куинджи даже прозвали алхимиком) позволило Куинджи создавать такое невероятное сияние красок.
Для Куинджи было присуще уникальное восприятие света. Дмитрий Менделеев специальным прибором исследовал зрение друга и заметил, что тот способен улавливать его малейшие оттенки.
Художник увлекался астрономией, и даже профессионалы признавали, что в работах Куинджи все звезды – на своих реальных небесных местах.
Свои картины Куинджи на стены не вешал он их хранил в специальных папках или ящиках.
Изначально в мастерской стояло 4 мольберта, сейчас стоит два. На левом стоит оригинальная работа Архипа Ивановича этюд «Север» с видом острова Валаам для картины «Север», которая находится в Третьяковской галерее.
Справа представлен вариант "Лунная ночь на Днепре" (одно из четырех повторений шедевра), выполненный рукой самого мастера. Всего таких этюдов было четыре, но они не нравились Куинджи и он их не выставлял, не показывал и в итоге не продал.
Оригинал картины приобрел великий князь Константин Константинович за огромную по тем временам сумму - 5000 рублей (в нынешнем измерении - не менее 3 млн рублей). Он ее купил в мастерской художника прямо с мольберта, сырую, еще пахнувшую красками, до того, как ее показали широкой публике.
Несмотря на то, что его отговаривали, Константин Константинович взял «Лунную ночь на Днепре» — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине. Куинджи написал ее битумными (асфальтовыми) красками, и художник не знал как они поведут себя со временем. Возможно, от воздействия морского воздуха, соли— ее краски сильно потемнели. Оригинал, который хранится в Русском музее, выглядит совсем не так каким был при своем рождении.
Мастерская обставлена красивой резной мебелью. В декоративном оформлении мебели, на стульях изображены птички. Домашний уголок с камином на котором стоит ваза с птицей.
Птицы, отлитые из металла и зарисованных на дереве и бумаге, в музее хранятся не просто так. Художник славился любовью к пернатым и даром ветеринарного врача, благодаря которому он излечивал множество птиц. Мастер горячо превозносил птиц. К нему постоянно приносили раненных рогатками или просто больных голубей и воробьев: он и его жена делали перевязки, лечили их.
Особенно гордился двумя операциями: одну он проделал над голубем с больным горлом (этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом».
В минуты отдыха, выбираясь на крышу мастерской, Куинджи кормил любимых птиц, слетавшихся к дому со всей округи с полуденным выстрелом пушки на Петропавловской крепости.
Он выходил к ним на крышу во всякую погоду и бросал птицам из мешка просо или овес. Иногда из-за этого он подвергался насмешкам друзей и знакомых. Так, одна из работ Павла Щербова запечатлела Архипа Ивановича на крыше в процессе постановки клизмы вороне. Профессор лишь искренне удивился несуразности шутки, воскликнув: " — Это он, Щербов, знаете как? Подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику два рубля дал, а можно было и за пятьдесят копеек. И как же так — вороне? Да это же никак невозможно, и на крыше… Это же она улетит».
О педагогических талантах художника говорит разместившаяся в стенах музея экспозиция. Мастер воспитал целую плеяду самобытных художников в период руководства пейзажной мастерской Академии Художеств. Уникальный сам, он и учеников своих учил «творить без оглядки на признанных мастеров». Учеников Куинджи стали именовать куинджистами и говорить о "школе Куинджи". При всём отличии творческой манеры художников, которые являлись учениками Куинджи, их объединяет повышенное внимание к цвету и световым эффектам.
В музее стоит скульптурный портрет Архипа Ивановича.
В музее представлено много фотографий, посвященных жизни Архипа Ивановича.
На мольберте стоит большая фотография, где А.И. Куинджи запечатлён в кругу своих учеников.
Также есть фотография, на которой Айвазовский по просьбе студентов Академии художеств стоит и пишет море.
На стене можно увидеть картины и эскизы друзей, учеников и последователей живописца работы Н. Рериха, К. Богаевского, А. Рылова, А. Борисова, А. Курбатова и многих других.
Рассматривая эти картины очень хорошо просматривается влияние учителя.
Но это казалось Архипу Ивановичу недостаточным, он мечтал о создании творческого союза художников, который бы объединял всех желающих на основе идеи служения великому искусству. Путём материальной и иной поддержки Общество стремилось объединить творцов на пользу распространения и развития искусства в России.
Ядро правления этого творческого союза составили ученики Куинджи. После смерти Куинджи главной заботой Общества было увековечивание его памяти. Члены Общества взялись за разбор его личного архива, а также подготовку материалов для монографии о Куинджи.
Его ученик Н.Н. Рерих высказал мысль о создании музея в исторической мастерской. Это удалось осуществить только к 150-летию со дня рождения А.И. Куинджи в память о его заслугах перед русской культурой.
Общество устраивало мемориальные выставки произведений Куинджи. В соответствии с уставом, по окончании выставочного сезона, ежегодно проводился конкурс, на котором вручались денежные премии. Кроме того, Общество выдавало пособия нуждающимся художникам и ежегодно закупало картины с выставок для безвозмездной передачи провинциальным музеям.