Музей-квартира Аполлинария Васнецова
bogachkova1957 — 10.02.2024
Продолжаем путешествия по мемориальным квартирам художников в Москве. Мы уже побывали в Музей Конёнкова, сегодня на очереди Мемориальный музей-квартира художника, учёного и исследователя истории Москвы Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933).
Младший брат знаменитого Виктора Васнецова Аполлинарий известен гораздо менее, но это не значит, что он был робкой тенью старшего брата. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы. И хотя Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования, его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками - братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым и другими.
В 1903 году Аполлинарий Васнецов с семьёй – женой Татьяной Ивановной и сыном Всеволодом поселились на третьем этаже доходного дома №6 по Фурманному переулку, недалеко от Чистопрудного бульвара. Здесь художник прожил 30 лет. Сюда мы и отправимся.
Квартира А.М. Васнецова передаёт атмосферу жизни и быта московской творческой интеллигенции начала ХХ века. Здесь сохранилось около 200 картин и все, что его окружало. Мебель, книги, мольберты, этюдники с красками и кистями, инструменты, автолитографии и рисунки – все так, как было при жизни живописца.
Гармоничный, парадно-торжественный интерьер гостиной сохранил особую атмосферу домашнего салона Серебряного века. Москва начала XX века проникнута «атмосферой культурной лаборатории». По словам Андрея Белого, новые художественные веяния «возникали от пересечения, столкновения и сочетания людей, отплывших каждый на собственной шлюпке от старого материка, охваченного землетрясением, и выброшенных на берег неизвестной земли...». В гостиной Васнецовых встречались самые разные люди - писатели, художники, учёные, общественные деятели.
В доме часто устраивались музыкальные вечера для друзей. Справа от входа – немецкое пианино середины XIX века с бронзовыми подсвечниками. На нем играла жена художника, Татьяна Ивановна. Оформляя спектакли для Частной оперы Мамонтова и театра Зимина, Аполлинарий Михайлович сблизился с артистической средой. На вечерах у Васнецовых пели Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Пётр Оленин. В Парижской эмиграции Шаляпин вспоминал своих талантливых земляков: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы».

На консольном столике возле зеркала - семейная фотография. На ней четверо из шести братьев Васнецовых - Виктор, Аполлинарий, Аркадий и Александр. Виктор Михайлович с детства опекал Аполлинария, был его первым учителем в живописи.
Двери из гостиной ведут в кабинет-спальню Аполлинария Михайловича. Здесь художник работал над научными докладами, литературными произведениями, изучал исторические источники. На столе выставлены личные вещи и письменные принадлежности. Здесь стоит небольшой бюст Данте, привезённый из путешествий по Италии. Данте был любимыми поэтом художника. Многие отрывки из его произведений Аполлинарий Михайлович помнил наизусть и часто декламировал во время работы над картинами.
На столе карта Москвы начала ХХ века. Она указывает на градозащитную деятельность художника в Московском археологическом обществе и Комиссии по изучению старой Москвы. Над столом пейзаж «Московский дворик зимой», написанный из окна домашней мастерской в 1920-е годы. Художнику очень нравилась уютная, патриархальная, разноголосая жизнь двора.
Над турецким диваном и напротив входа - этюды, созданные в усадьбе Демьяново под Клином. Художник с семьёй проводил в живописной усадьбе летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Соседями Васнецовых были братья Танеевы, Скрябин и Тимирязев, сестры Гнесины, семья Андрея Белого. Для художника Демьяново стало идеальным местом для творчества, мастерской под открытым небом. Здесь создано более 60 больших этюдов.

Хочу особое внимание уделить мебели в музее. Кабинет обставлен мебелью в «неорусском» стиле. Она выполнена по проектам самого художника в Абрамцевской столярной мастерской и московском Кустарном музее. В Абрамцеве Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова энергично осваивали разные виды искусства. Профессиональные художники учились форме у народа, переживали новый интерес к русскому фольклору, мифу и символу. Аполлинарий Васнецов также впитал атмосферу Абрамцева. Здесь он пробовал себя в создании эскизов для керамической и столярной мастерской. В них чувствуется подлинная архаическая древность. Как писал Александр Бенуа, «Аполлинарий Васнецов сумел разгадать коренную русскую, исчезающую красоту, вычурную, странную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры». Художник зарисовывал древнерусскую мебель, изображения на иконах, иллюстрации старинных рукописей. На основе традиционных образцов он создал оригинальные мебельные формы. Идея кресла с перекидной спинкой из кабинета вдохновлена старинными скамьями «с переметом».
С кабинетом соседствует мастерская – бывшая столовая. В этой комнате Аполлинарий Васнецов работал последние 15 лет своей жизни (1918–1933). В первые послереволюционные годы семья художника испытывала много трудностей. Дом в то время не отапливался и все переселились в одну маленькую комнатку возле кухни, которая согревалась печкой-буржуйкой. Достать дрова в Москве было очень сложно, их приходилось тщательно экономить. Зачастую приходилось топить подрамниками и бумагой. Начались и проблемы с работой. В Училище живописи ваяния и зодчества главную роль начали играть художники «левых» направлений – молодые авангардисты, создававшие новое пролетарское искусство. Реализм стали считать пережитком монархического прошлого. Аполлинарий Васнецов, как и остальные представители реалистической школы, был уволен из училища. В 1924 году квартиру уплотнили: семье Васнецовых оставили три комнаты из пяти (гостиную, кабинет и мастерскую). Из трех оставшихся после уплотнения комнат, художник выбрал для своей мастерской именно бывшую столовую, так как она была одной из самых светлых.
В комнате расположены мольберты, на одном из них – картина в импрессионистском стиле. Небольшой уютный домик, изображённый на полотне, в течение десяти лет снимала семья Васнецовых в имении Демьяново.
Рядом расположился бывший обеденный стол, носивший забавное прозвище «Сороконожка», и несколько венских стульев. Этот стол когда-то раздвигали для больших компаний, и он мог вместить около двадцати человек. Теперь на нем личные вещи и старинные предметы XVII века из коллекции художника, в том числе сундук-подголовник. Этот сундук, деревянный в своей основе, сверху окован железным панцирем. В семнадцатом веке подобный ларец брали в дорогу, прятали в него ценности и клали под голову на постоялых дворах, чтобы уберечься от воров. Приобретал предметы своей коллекции художник в основном на знаменитом Сухаревском рынке.
В мастерской находится великолепный буфет, выполненный в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу Аполлинария Михайловича.
А слева от входа на стене висит изящный, тонкой резьбы и росписи шкафчик-аптечка, в паре с ним идут два резных табурета. Это подарки Елены Дмитриевной Поленовой – сестры художника Василия Поленова. Елена Дмитриевна была художницей, много работала в области декоративно-прикладного искусства, возрождая народные промыслы.
Оставшиеся две комнаты – рабочий кабинет и спальня – относятся уже совсем к иному историческому периоду – второй половине XX века. Здесь жило следующее поколение семьи Васнецовых, создатели музея Всеволод Аполлинарьевич и Екатерина Константиновна. Сын художника Всеволод выучился на пилота, когда совершенно случайно узнал о планирующейся экспедиции в северные моря. После первого плавания Всеволод поступает в Московский университет, чтобы стать океанологом, а в летнее время каждый год участвует в экспедициях по морям Северного Ледовитого океана, посещает Новую Землю и другие северные территории. Во время одного из плаваний он познакомился со своей будущей супругой – морским геологом Екатериной Константиновной. На письменном столе - их фотографии, а на стене слева – черно-белое фото исследовательского корабля «Персей», спроектированного и построенного при активном участии Всеволода Аполлинарьевича.
После долгих лет плаваний Всеволод был назначен директором в Ильменский заповедник на Урале, а вернувшись в Москву, вместе с супругой занялся организацией мемориального музея отца. В то время квартира ещё была коммунальной и в этих двух комнатах жила другая семья. После празднования 100-летия со дня рождения Аполлинария Васнецова в 1956 году было высказано предложение оформить мемориальную мастерскую. Квартиру расселили, Васнецовы переехали в две маленькие комнаты, а в остальных трех начали восстанавливать интерьеры начала XX века. Музей-квартира Аполлинария Васнецова открылся в апреле 1965 года.
В начале 1960-х рабочий кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых был обставлен советским гарнитуром из натурального дерева, выполненным на заказ. Единственный выбивающийся из общего стиля предмет – необычной формы кресло у письменного стола, украшенное сложной резьбой. А в шкафах разместилась библиотека Васнецовых с большим собранием книг, посвящённых охоте, мореплаванию, естественным наукам и истории освоения северных регионов. Среди увлечений Всеволода на первом месте была охота, о чем напоминают трофеи на стене справа: шкура белого медведя, убитого на Новой Земле и рога оленя и косули из подмосковных лесов. Под шкурой на диванчике примостилась оригинальная кукла ручной работы, которую Екатерина Константиновна привезла из Парижа.

В этом кабинете находился ещё один интересный экспонат – настольная лампа с абажуром, инкрустированным полудрагоценными камнями. Но на момент нашего посещения этот экспонат был на реставрации, так что увидеть его мы не смогли, поэтому помещаю фото лампы с официального сайта музея. Это работа замечательной швейцарской художницы русского происхождения Валерии Даувальтер. Попав в 1962 году на остров Искья, талантливая художница была очарована красотой цветных камней средиземноморского побережья. Одно из своих произведений она подарила Екатерине и Всеволоду Васнецовым в конце 1980-х годов.
Всеволод и Екатерина Васнецовы много усилий вкладывали в воссоздание интерьеров комнат, в поддержание и развитие музея. Они передали в музей значительную часть хранящихся в семье вещей Аполлинария Михайловича, его картины, графику, архивные материалы и библиотеку. Однако существующих комнат было недостаточно для экспонирования всех произведений и ведения грамотной научной работы. Для решения этих проблем было решено расширить пространство музея за счёт соседней квартиры, и в 1983 году в квартире №22 открылись три новых экспозиционных зала. Мы также перейдём через лестничную площадку и продолжить знакомство с музеем.
Зал «Родина» посвящён детству братьев Васнецовых. Встречает нас портрет Аполлинария работы Николая Дубовского. В витрине между окнами находятся некоторые семейные реликвии. На фотографии с рисунка Виктора Васнецова - посмертный портрет отца, священника Михаила Васильевича Васнецова. Рядом с портретом отца - предметы из дома Васнецовых, которые бережно хранил художник - старинная чернильница, ручка и магнит. Здесь же этюды Аполлинария Васнецова - «Рябовский дом», «Село Мухино», офорт «Село Рябово». Сохранилась даже коллекция окаменелостей, собранная Аполлинарием в детстве на откосах холмов и по берегам рек родной деревни.
Миру вятской глубинки и родительскому дому посвящена серия акварелей и рисунков «Моя Родина. Село Рябово».
Слева от входа - ещё один предмет мебели в «неорусском» стиле, выполненный по эскизам Аполлинария Васнецова. Большой буфет входит в столовый гарнитур из восемнадцати предметов, созданный в мастерских Кустарного музея в 1910-1911 годах. Дубовый гарнитур ручной работы включал также малый буфет, обеденный стол, стулья, кресла. Сейчас в собрании музея находится 15 предметов мебели из этого гарнитура. Они были подарены в 1988 году сёстрами Кирьяновой и Макаровой, друзьями основателей музея.
Васнецов создавал мебель основательную, практичную, и одновременно нарочито сказочную. Как говорится в сказках, буфет «большой-пребольшой». Его бесчисленные отделения, скрытые орнаментами, замками и засовами, наверняка хранят тайники и секреты. В таинственной глубине скрываются полузабытые семейные тайны, свидетельства истории многих поколений... Если внимательно присмотреться, в формах буфета проступают очертания огромного сказочного терема.

Мотивы резьбы вдохновлены сказочными сюжетами, славянской мифологией и христианской символикой. Символические животные и птицы Сирин и Алконост и сказочные персонажи искусно вплетены в бесконечный поток растительно-орнаментальной резьбы.

В зале «Пейзаж» представлены два основных направления творчества Васнецова – пейзаж и историческая картина. Здесь можно увидеть карту, на которой отмечены все места, где Аполлинарий Михайлович писал этюды, а также различные предметы, привезённые им из поездок: образцы минералов с Урала, монета, застывшая в лаве Везувия, образцы керамики. Также здесь представлены его личные вещи, которые он брал в длительные прогулки: бинокль, походный этюдник, палитра, нож, электрический фонарик.
Слева от витрины несколько уральских этюдов, написанных в начале 1890-х годов. Карандашные рисунки и этюды, созданные во время поездки, легли в основу большого цикла монументальных полотен, принесших художнику славу и звание академика. Не менее важным стал для Аполлинария Михайловича солнечный Крым с его яркими красками. Васнецов сам себя долгое время называл «черным художников» и усиленно старался исправить это, научиться писать светлые картины. Именно природа Крыма помогла ему в этом.
Во второй части зала представлены несколько работ, созданных во время поездки художника в Европу в 1898 году: «Париж. Бульвар Монсурри и железнодорожный вокзал», «Собор Парижской богоматери», а также помпейские этюды.
С начала XX века Аполлинария Михайловича все больше занимает тема Москвы. Именно ей посвящены работы собранные во второй части зала. Художник выбирает сюжетами своих картин и этюдов старинные усадьбы и здания: Лефортово, усадьба Найденовых, Коломенское. В Коломенском Васнецов работал уже в последние годы жизни. Пожилому человеку было сложно каждый день ездить на окраину с этюдником и ящиком красок, поэтому ему выделили комнату прямо в башне Часозвон, где жил также и архитектор Барановский, только приступивший к реставрации окрестных построек.
Зал «Старая Москва». В 1920-е годы Васнецов практически полностью посвятил себя теме Москвы. Мастер сотрудничал с Московским коммунальным музеем (теперь он носит название Музей Москвы), для которого создал серию акварелей, рассказывающих о развитии города. В небольших этюдах запечатлены уголки уходящий Москвы, многие из которых уже безвозвратно утрачены. Представление о них мы можем составить только благодаря творчеству Аполлинария Васнецова.
На левой стене зала находятся выразительные, исторически достоверные акварели и автолитографии, посвящённые истории Москвы. Также у стены с литографиями экспонируется три предмета из дубового гарнитура – небольшой буфет и два стула.
Противоположная стена зала посвящена пейзажной живописи. Возле окна находятся этюды с изображениями Абрамцева, Ахтырки и подмосковного села Узкое. Центральное место занимает последнее большое полотно художника «Шум старого парка». Этой картиной художник подводит итог творческого пути, да и наверно всей жизни. Картина написана под влиянием смерти старшего брата Виктора Васнецова, который скончался в 1926 году. «Смерть его произвела во мне большое опустошение… Ответы на мои вопросы о моих работах, его советы, а иногда и критические нападки – навсегда умолкли», - писал художник.
Со второй половины 1920-х годов Москва стремительно теряла свой древний облик. Этюды «Облака и золотые купала» и «Башня Дуло и корпус Сушило» сохранили облик почти полностью разрушенного в 1930 году Симонова монастыря – когда-то самого грозного форпоста на ближних подступах к Москве. До наших дней сохранилась лишь часть архитектурного ансамбля монастыря. С 1926 по 1933 год Васнецов в основном пишет тихие московские уголки, старается запечатлеть памятники архитектуры, которые через несколько лет будут разрушены.
Собрание музея очень разнопланово. Здесь есть и уникальные старинные предметы, и бытовые вещи дореволюционного и советского периодов: предметы одежды, посуда, различные инструменты и даже сувениры. В архиве хранится переписка, документы семьи и рукописи. Обширный фонд фотографий освещает не только жизнь Васнецовых, но и подробности быта советского периода. Дополняют собрание иконы, скульптура, керамика, большая библиотека и коллекция дореволюционных открыток.

Но на этом наши путешествия по музеям-квартирам не заканчиваются, следующий объект - Мемориальный музей художника Виктора Михайловича Васнецова.
Использованные источники: Википедия; Материалы музея; Мемориальный музей художника Аполлинария Михайловича Васнецова - https://izi.travel/ru/.
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
Новый «горбачевизм»: нельзя допустить даже намёка на дворцовый переворот
Орлы на гербах
Самые популярные детективы октября
Гвардеец спас женщину
Кирха, лужи, отражения
Анатонны. Задание 42. Идиомы. Ответы
Александр Левковский: Хорошо, что наш Гагарин — не еврей и не татарин
Пара строк

