Музей Дальней авиации в Энгельсе: противотанковый штурмовик Су-25Т.
ru_aviation — 01.04.2021 Подобный самолет вы можете рассмотреть подробно в парке Патриот: Су-25Т (изделие «Т-8М», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») созданный в 1984 году на базе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована. Самолёт предназначался для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. Всего было построено 24 самолета.Музей Дальней авиации в Энгельсе.
все, что у меня есть по Су-25
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Су-25Т с бортовым номером 85 из Липецка. Ни заводского, ни серийного номера пока обнаружить не удалось:-((( Нашел: 2550860115. Построен 12 сентября 1991 года. Попал в музей 12 апреля 2016 года из Липецка, в/ч 62632-А.
Разработка противотанкового штурмовика Су-25Т (заводское обозначание Т-8М) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1976 году под руководством В.П.Бабака. Он является дальнейшим развитием Су-25. При его создании учтён опыт эксплуатации Су-25, в том числе в боевых условиях. Основной задачей Су-25Т является уничтожение бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. С учётом расширения боевых задач и увеличения времени пребывания в зоне ПВО противника особое внимание при проектировании уделено совершенствованию комплекса боевой живучести.
За основу конструкции был взят учебный Су-25УБ. Рабочее проектирование самолёта было завершено в 1982 году. В 1983 году началось изготовление первых прототипов, для чего были использованы первые 3 планёра Т8-УБ производства Улан-Удинского авиазавода.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.
Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.
Прототип Т8-М1 был готов к июню 1984 года. 17 августа 1984 года лётчик-испытатель А.Н.Исаков впервые поднял его в воздух. Во время заводских испытаний лётные характеристики были определены довольно быстро, но доводка оптико-тепловизионной системы "Шквал" и ПТУР "Вихрь" затянули испытания до 1990 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе.
В ноябре 1991 года Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубаи (ОАЭ). Государственные мспытания продолжались до сентября 1993 года. после чего самолёт был принят на вооружение.
Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов).
В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.).
В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».
Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.
После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производилась модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.
Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находилось около 6 Су-25Т (в начале 2000 года 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт). В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра. Откуда их потихоньку раздают в музеи...
В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.
Первым и последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000 годов. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.
«Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.
Система управления вооружением:
Оптико-электронная прицельная система «Шквал» — применяется в дневное время суток;
Низкоуровневая обзорно-прицельная система «Меркурий»— применяется в ночное время суток.
Система целеуказание для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ:
Подвесная станция целеуказания «Фантасмагория» ;
Подвесная станция целеуказания «Вьюга»;
Навигационный комплекс:
Система воздушных сигналов;
Сдвоенная инерциальная куpсовертикаль;
Радиотехническая система ближней навигации и посадки (РСБН);
Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС);
Радиовысотомер;
Аппаpатура pадиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
Спутниковая системы навигации «Ураган».
Система РЭБ «Иртыш»:
Л-150 «Пастель» станция предупреждения об облучении
Гардения-1ФУ— устанавливается в контейнерах, подвешиваемых на внешних подкрыльевых точках подвески;
Устройство выброса ЛТЦ УВ-26 (192 помеховых патрона) — защита от УР с ТГС;
Станция оптико-электронных помех типа «Сухогруз»;
Общий вид слева...
Носовое колесо в спешке видимо покрасили вместе со стойкой.
Общий вид сзади.
Основные стойки.
Хвостовое оперение.
Воздухозаборник.
Общий вид на площадке.
Модификации
Т8-М1 Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 году, первый полет совершил 17 августа 1984 года, пилот — А. Н. Исаков). первый прототип. Отличался отсутствием топливных баков №3 и 4. И еще 1 для статиспытаний (1985-1986).
Т8-М2 - второй прототип. Отличался полным комплектом бортового оборудования.
Т8-М3 - третий прототип. Отличался наличием аппаратуры ИК-помех.
Су-25Т Серийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
Су-25ТК (Су-39) Экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Су-25ТМ (Т-8ТМ) Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.
Технические характеристики Су-25Т:
Экипаж: 1 человек
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,52 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Масса пустого: 9 500 кг
Масса нормальная взлётная: 16 600 кг
Масса максимальная взлетная: 19 500 кг
Масса топлива: 3 840 кг
Двигатели: 2х ТРД Р-195
Тяга: 2х 40 кН (4 500 кгс)
Максимальная скорость: 950 км/ч
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Посадочная скорость: 230 км/ч
Дальность полёта максимальная (с ПТБ): 2250 км
Практическая дальность полета: 1850 км
Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
у земли: 400 км
на высоте: 700 км
Практический потолок: 10 000 м
Скороподъёмность: 60 м/с
Длина разбега/пробега: 600—700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 6,5 G
Вооружение:
Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60М; 2 х Р-73
ракеты «воздух-поверхность»: 16 х ПТУРС «Вихрь»; 6 х Х-25МЛ (МТ, МР, МП, МПУ); 8 х С-25Л; 2 х Х-29Л (Т, МЛ, ТЭ, ТМ, ТД); 2 х Х-58Э (У).
Неуправляемые ракеты:
Блоки НАР — 8 х блоков Б-5 с НАР С-5 (256 НАР);
8 х блоков НАР Б-8; х НАР С-8 (160 НАР);
8 х блоков НАР Б-13Л; х НАР С-13 (40 НАР);
8 х НАР С-24 Б; х НАР С-24 ОФМ;
8 х НАР С-25; х НАР С-25 ОФМ.
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
2 х КАБ-500Кp;
10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
10 х АБ-250;
8 х АБ-500;
8 х РБК-250;
8 х РБК-500;
8 х КМГУ-2;
8 х ЗБ-500;
Пушечные контейнеры: 4 СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов
Использование противорадиолокационных ракет (ПРР) возможно только с авиационной станцией целеуказания Л-081 «Фантасмагория».