Musicumentary. Кобейн: Чёртов монтаж (Cobain: Montage of Heck, 2015)
alex_mclydy — 18.05.2021Что для меня музыка Nirvana:
Я родился в 1990 году, поэтому бум гранжа меня вообще не зацепил. Когда я пошёл в школу и завёл первых друзей, ребята постарше уже слушали The Prodigy, The Crystal Method и Onyx. Не факт, что на моём районе вообще были поклонники рока, но легенда гласит, что в первую половину девяностых Nirvana слушали вообще все. Потом, после переезда в деревню, меломанов в моём окружении практически не осталось. Те, кто был, убивались по KoЯn и Rammstein, а лучший друг подсадил меня на всякоразную электронику. Первым знакомством с Nirvana стал забавный клип на ту самую песню. Он был среди прочих записан на болванку, непонятно как попавшую в мои руки, и выглядел особняком. Не был похож на официальное видео. Ни вкуса, ни знаний, ни чувства прекрасного мне не хватило тогда, чтобы заприметить в песне шедевр, и потому полноценное знакомство с группой было отложено на долгие-долгие годы.
Уже в сознательном возрасте я послушал немногочисленные записи американских легенд, а недавно освежил дискографию. Мнение сформировано и подтверждено: Nirvana никогда не станут моей любимой группой в рамках жанра. Но из-за двух факторов сказать о них что-то плохое не повернётся язык. Первый – это, вне сомнений, великий альбом Nevermind, уже давно причисленный к статусу классических в истории рока. Второй – Курт Кобейн как мыслитель. Если в качестве музыканта и автора песен он вызывает у меня лишь уважение, то любое его интервью заставляет трепетать от удовольствия. Весь ореол, образовавшийся вокруг его личности и до сих пор не утихающий, меня не удивляет. Ни о ком из той эпохи не вспоминают так часто, как о Кобейне, ни о ком не снимают так много фильмов и не пишут новых рецензий. Бездонное море материала для анализа оставил нам Курт. Причём как жизнью, так и смертью. Даже под действием веществ выдавал идеи, которые берут на вооружение современные музыканты.
Чему посвящён фильм:
Кортни Лав после смерти мужа долгое время была закрыта для широкой общественности. Давала мало интервью, категорически отрицала свою причастность к самоубийству Курта, отказывалась сниматься в документальных фильмах. Также она не давала разрешения на использование музыки Nirvana и всяких архивных материалов, права на которые перешли к ней после печальных событий. “Чёртов монтаж” стал той отметкой, когда она, наконец, сдалась. Кортни не только позволила опросить себя “без купюр”, но и передала в руки съёмочной команды огромный архив информации, ранее нигде не публиковавшийся. Режиссёр Бретт Морген в стартовом информационном блоке смело заявляет, что посмотрел всё, снятое до него, и соединил полученные знания с новыми сведениями, явив миру максимально красочный образ Курта Кобейна.
Мнение:
С такими вводными нужно было очень постараться, чтобы всё запороть. Фильм концентрируется на жизни Курта с самых юных лет до кончины, практически не анализируя финальную точку. Это правильный и умный ход. О смерти уже столько сказано, что люди по пять раз успели своё мнение поменять, да и мисс Лав злить лишний раз не стоило. Интервью, записанные для фильма, не срывают покровы: по большей части проговариваются уже известные факты. Отметить можно разве что Новоселича, рана в сердце которого не заживёт никогда. С комом в горле он говорит о друге, будто потерял его неделю, а не 20 лет назад. Хороший человек. Грол, увы, был занят другим проектом, не смог сняться здесь. Может, оно и к лучшему, если вспоминать его натянутые отношения с Кортни.
Главным же информативным источником повествования является результат работы создателей, отследившими с помощью новых данных все трагичные события жизни Кобейна. На них обычно не концентрируются, вспоминая этого человека, а некоторые станут откровением даже для знатоков жизни лидера Nirvana. Это действительно нечто всеобъемлющее, подводящее итог под многочисленными исследованиями других документалистов. Изюминкой же фильма стала мультипликация, блестяще нарисованная и вставленная в историю как мини-сериал на основе дневников Курта. Анимационные кусочки можно было объединить в один короткометражный фильм, и даже без учёта личности героя получилось бы качественное произведение. Бесконечно меланхоличное и холодное.
Сквозь поколения складывается ощущение, что у каждого свой Курт. Люди любят его за что-то своё, все ищут в нём нечто сокровенное, уникальное. И это позволяет им писать о фильме безумные вещи. Мол, так и не показали нам “настоящего” Кобейна. Он был таким, таким и вот таким, а в фильме всего лишь такой. Грустный, задумчивый, порой озлобленный. Улыбающийся только в пределах собственной квартиры. В этом плане показательна история, случившаяся после премьеры фильма на Sundance. Фрэнсис, дочь Курта, перед прощанием с режиссёром обняла его и прошептала на ухо: “Это именно то, что я хотела увидеть о папе”. Выводы делайте сами.
Оценка: 9 из 10.
В качестве бонуса отменный ролик о Кобейне от талантливого русского видеоблогера Скиллз.