Муран-Пену. Центр мира на Колыме
kadykchanskiy — 25.10.2018
Экстрафильм от 24.10.2018 г.
Колыма не отпускает. Более трёх недель прошло с тех пор, как я вернулся на Большую землю, но, как только приходит ночь, моя душа уносится домой. Почти каждый раз, когда оказываюсь в пограничном между сном и бодрствованием состоянии, вижу покрытые лишайником камни магаданских сопок. Сегодня было совсем уж необычное путешествие, потому что я встретил молодого мужчину, одетого в штаны и длинную рубаху из ровдуги (тонкой мягкой кожи), подпоясанную красным узким поясом.
— Торова, хараке! — поприветствовал я его, надеясь на то, что он оценит мои потуги говорить по-эвенски.
— Здорово, друг! — ответил мне по-русски эвен.
Тут только мне пришло в голову, что «торова» — это не что иное, как искажённое русское приветствие «здорово»! Следом сразу подумалось, что и хараке — это с эвенского означает «друг, приятель» — тоже имеет один корень со словом «характер». Взглянул на пояс моего нового знакомого и понял, что его ведь называли на Руси харой. Хара — это ещё и живот, т. е. жизнь. Поэтому наши предки ещё недавно говорили «не жалея живота своего», имея при этом в виду — «жизни не жалея».
Откуда же у нас с эвенами столько общего? Ведь в языке этого северного народа есть множество слов, которые понятны без перевода и славянам, и представителям так называемых «тюркоязычных» народов! Мало того, в английском языке тоже можно найти общие корни, такой, например, как «бейби»: детская люлька у эвенов называется «бе-бе». А в переводе с японского слово «хонда» означает то же, что и «хэндя» с эвенского — кольцо.
Эвен, прочитав мои мысли, тут же заговорил со мной с помощью передачи зрительных образов. Не уверен, что я всё верно понял, но если изложить длительный и очень подробный рассказ более кратко, то получается следующая история.
Эвены — на самом деле вовсе не эвены. Они «иваны». И называть себя так они начали более двадцати поколений назад, когда их предков привели с собой в качестве пленников с юга солдаты какого-то хана. Тогда они все ещё говорили на одном языке и остались жить среди людей, считавших себя потомками тех, кто жил при царе Иване. Впрочем, никто теперь не знает, по воле хана или по собственному хотению эвены пошли на север. Туда, где было много пустующих земель, богатых рыбой, оленями, лосями, баранами, пушным и морским зверем. А живущие на тех землях никому не обязаны были платить дани.
Позже туда устремились казаки в поисках вольной жизни. В точности, как в Северной Америке они ринулись делить земли индейцев на «диком западе». Нынешнее Охотское море казаки называли Ленским, или Ламским, поэтому иванов, которых они встретили на побережье, ошибочно приняли за ламских поморов и назвали их ламутами. Казаки спросили иванов: «Как называется эта река?» И те ответили: «Оката», что означало просто «река». Но пришельцы решили, что это название такое — Охота, а по обыкновению, стали и море, в которое она впадает, называть Охотским.
Эвены расселились по всему северо-востоку Асии и жили бок о
бок с коренным населением — потомками белых богов, которых теперь
зовут юкагирами. Ранее, когда ещё в этих землях было множество
городов, у белых юкагиров было столько очагов (семей), сколько не
было звёзд на небе. Потом их стало меньше, чем эвенов, и теперь уже
мало кто помнит о том, что юкагиры были светловолосыми,
голубоглазыми и белокожими великанами. Древний народ, переживший
мировые пожар и потоп, почти полностью растворился среди
появившихся на их землях монголоидных племён.
Георгий Тымнетагин и Директор сеймчанского
краеведческого музея Любовь Алексеевна Шохина. (Любовь Алексеевна
по национальности юкагирка)
Это именно они научили эвенов строить дома из брёвен,
охотиться с помощью луков и стрел и разводить одомашненных лосей.
Таких оседлых эвенов прозвали манами. Ман, или, как сейчас сами
эвены говорят, — мэ-нэ — стал эталоном просвещённого, умелого
человека, который владеет всеми навыками обустройства комфортной
жизни на одном месте, не прибегая к кочевью. Маны умели добывать и
обрабатывать металлы. В Западной Сибири и на севере Урала потомками
манов являются народы манси, коми, пермяки, ханты, мещеряки,
кержаки и др. Но даже учителя манов — юкагиры — не строили тех
городов, считавшихся прежними обиталищами богов, на руинах которых
они жили.
Балаган -
традиционное жилище якутов. Макет. (Сеймчанский краеведческий
музей)
Ещё двести лет назад останков таких городов было очень
много по всей Сибири, на Колыме и Чукотке. Сегодня они превратились
в груды бесформенных камней и считаются природными останцами. А
большинство из них погребено под толщами песка и глины. Один из
таких городов у эвенов называется Муран-Пену, что означает
«блуждающая река и живые камни». Место, где он находился, считается
священным, центром всего мира, и известно было только юкагирским и
эвенским шаманам. Сегодня оно полностью поглощено тундрой, и найти
его не по силам даже с помощью самого совершенного оборудования. Но
город существует по сей день. Его можно отыскать по следу
прямоугольной формы, сохранившемуся на земле от каменных стен.
Только никто из живых не знает, где искать это место.
Арманский перевал. Магаданская
область.
Память о древних городах сохранилась лишь в эвенских
сказках. В них часто упоминается о подземных городах. Например, в
сказании о волшебных топоре, плети и сверле. Топор мог сам лес
рубить, плеть мертвецов оживлять, а если сверлом землю просверлить,
то из неё на поверхность поднимется город с большим домом из
чистого золота посредине. А воспоминания о богах, которые построили
в незапамятные времена города из камня, воплотилась в
песнях-былинах, подобных тем, что были распространены по всей Руси
ещё совсем недавно. В них поётся о подвигах богатырей. И что
особенно любопытно, многие песни сложены в честь дев-богатырей,
которые часто побеждали мужчин.
Уже того, что сказано выше, вполне достаточно, чтобы оценить, насколько мало мы знаем о своём прошлом. Даже мелкие детали повергают в шок и кажутся сенсационными открытиями. А ведь молодой эвен, который, скорее всего, был при жизни шаманом (может, он и сейчас жив), не отпускал меня ещё очень долго. Хотя... Возможно, что это я его долго держал, мучая вопросами. Так или иначе, это был самый длительный разговор из всего моего многолетнего опыта путешествий по мирам.
Дальше началась самая интересная, но и самая трудная для выражения с помощью доступных средств передачи информация. Оказывается, что не всё однозначно не только с событиями прошлого, но и с тем, что происходит одновременно в данный момент на Колыме и на Большой земле. Такой оборот речи, как «Колыма — чудная планета», не в полной мере является фигуральным. Это на самом деле, в буквальном смысле не совсем тот мир, в котором живут те, кто попадает в Магадан, прилетая на самолёте.
Когда человек, впервые оказавшийся на Колыме, с удивлением отмечает, что там иное небо, другие Солнце и Луна, звёзды, вода, воздух, он сам не понимает в полной мере, насколько он близок к истине. Даже время там течёт по-другому. И возвращаться в тот мир, откуда мы попадаем на Колыму, мало у кого возникает желание. Это явление не вызывает особого удивления у большинства. Чаще всего это воспринимается как результат резкой смены обстановки. Человек удивляется, но даже не пытается искать ответы на вопросы вне пределов границ, за которыми заканчивается территория того, что ему кажется рациональным.
А как иначе? Мы же все учились в школе и уверены, что абсолютно точно знаем всё о том, как устроена наша Земля, какие на ней действуют законы физики, что такое пространство и время, а некоторые даже без запинки дадут определение понятию «пространство-время». В нашем мире не принято доверять чувствам, но считается нормой верить на слово всему тому, что невозможно проверить (подтвердить или опровергнуть) абсолютно ничем, кроме теорий, написанных такими же людьми, как мы сами.
Так что мешает каждому из нас написать собственную теорию? Вот простой пример, который позволяет усомниться в непредвзятости и правдивости официально информации.
Крейсерская скорость самолёта Ил-62, который осуществлял
пассажирские перевозки из Магадана в московский аэропорт Домодедово
во времена СССР, 850 км/ч. Крейсерская скорость Боинга 777, который
летает сегодня между Магаданом и Москвой, 940 км/ч. Заявленное
время в пути у первого было 8 часов, у второго — 7 ч. 10 мин, что
логично, если Боинг быстрее. Но ведь если расстояние между
Магаданом и Москвой не изменилось (6000 км), а скорость полёта
увеличилась, значит, Боинг должен прилетать в Москву раньше времени
вылета из Магадана, поскольку разница часовых поясов составляет те
же 8 часов.
А что на самом деле? На деле получается, что Ил-62, что Боинг-777, вылетая из Магадана, например, в 14:30, приземляются в Москве в 14:20 той же даты, в которую они вылетают. Как такое может быть? Ничего, кроме поправок на скорость и направление ветра во время полёта, на ум не приходит. И это объяснение — единственное разумное. Но как тогда объяснить, что эти цифры практически неизменны? Чем объяснить закономерность такой нестыковки?
И потом... Вы только вдумайтесь в суть происходящего. Вы садитесь в самолёт в Магадане в час дня первого января такого-то года и прилетаете в Москву опять в час дня первого января того же года. Как считать ваш возраст? Вы отсутствовали в этом мире целых восемь часов. Но где вы были всё это время? Понятно, что нам объясняют этот феномен тем, что самолёт летит те же восемь часов, за которые Земля поворачивается относительно Солнца на определённое число градусов, сменяя восемь часовых поясов. То есть самолёт, грубо говоря, летит «вместе с Солнцем», и для него время условно замирает.
Не напоминает ли вам это путешествие во времени? Добавляет интриги тот факт, что на известном компьютерном сервисе, который отслеживает в режиме онлайн все полёты гражданских воздушных судов, самолёты, вылетевшие из Магадана, исчезают с экрана сразу после прохождения Усть-Неры, а потом возникают снова только в районе Архангельска. Может быть, пилоты сами не замечают, как пролетают через некий пространственно-временной портал, открывающийся между измерениями (параллельными мирами)?
Да и «по ту сторону портала» стали происходить странные вещи. Уже несколько лет прошло с того момента, как вода в Магадане стала закипать при более низкой, чем ранее, температуре. Кому-то незаметно, а те, кто регулярно готовит пищу, говорят, что время приготовления одних и тех же продуктов увеличилось. Особенно это заметно при приготовлении яиц вкрутую. Они теперь долго остаются всмятку.
И вот ещё одно наблюдение: практически в то же время, как продукты стали вариться дольше, магаданские ювелиры заметили изменения свойств драгоценных металлов. Особенно сильно изменилось «поведение» золота при нагреве. В одночасье все мастера превратились в подмастерье, поскольку начали производить огромное количество бракованных изделий. Пришлось заново отрабатывать технологии и переучиваться работе в изменённых условиях. То есть у нас имеются основания для выдвижения версии о том, что в Магадане происходит нечто, что превращает территорию, на которой он находится, в аномальную зону, в которой законы физики работают не совсем так, как на Материке или ранее на том же месте.
Многим я задавал эти вопросы, но ответы на них примерно одинаковые по смыслу: «Не забивай голову ерундой! Если по телевизору об этом не говорят, значит, всем всё просто показалось». Ну привет! Если по телевизору не скажут о том, что за окном река разлилась, так что мне, идти на пристань в тапочках, а то, что вода по колено, — это просто чудится?
В общем, ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Вопросы, заданные дилетантом, зачастую оказываются более трезвыми, чем те, которые могли бы появиться у специалиста. Только вот специалисты вопросов не задают. Они попросту не сомневаются в том, что им всё известно. А смутные сомнения всегда принято списывать на погрешности и предрассудки.
И уж лучше не бояться показаться смешным, но получить хоть какой-то шанс докопаться до сути устройства мира, чем сохранить репутацию «трезвого материалиста» и при этом погрязнуть навеки в дебрях заблуждений и подлинного мракобесия.
|
</> |