Мультиварка варит, а я устаю: почему домашнее хозяйство до сих пор тяжелый труд
radulova — 17.09.2019Всякий раз, когда женщины в социальных сетях и на форумах жалуются, как выматывает их домашняя работа, обязательно найдутся комментаторы, которые вспомнят, что «наши бабки справлялись без стиральных машин и мультиварок». О какой, мол, усталости может идти речь, когда большинство женщин — горожанки, у которых нет ни огорода, ни домашней скотины, ни пяти-восьми детей, зато есть вся возможная техника и целый спектр недорогих бытовых услуг — от доставки продуктов до «мужа на час»? Выясняем, отчего же мы так устаем.
Что касается наших бабушек и мам, то нужно иметь в виду, что требования к быту в их времена были совершенно иными. Да, в их распоряжении не было стиральной машинки-автомата с десятком функций, а было корыто со стиральной доской или таз с моторчиком (именно это и представляла собой знаменитая «Вятка»), но это означало, что и стандарты стирки были совершенно другими. Стирка отнимала весь день, а потому устраивалась не чаще раза в неделю, а то и в две. Твоя мама наверняка помнит, как с первого класса ее приучали регулярно отпарывать, стирать и пришивать на место воротничок и манжеты школьной формы: это делалось потому, что они были белыми и быстро пачкались. Форменное платье было темно-коричневым, и потому оно не стиралось, пока буквально не начинало «стоять колом». Одежда считалась грязной тогда, когда покрывалась пятнами. Сегодня никому из нас не придет в голову надеть одну и ту же вещь два раза подряд за исключением особенных случаев: абсолютно чистая визуально и приятно пахнущая (антиперспиранты делают свое дело) одежда отправляется в корзину с грязным бельем, после того как мы 8 часов посидели в ней на стуле в офисе.
Уборка отнимала меньше времени по очень простой причине: у наших бабушек было примерно в три раза меньше вещей, чем у нас. У наших мам — тоже. Сравнивать современный быт с бытом прошлого совершенно бессмысленно.
Большую часть ресурсов у нас отнимают так называемые «безымянные домашние дела». Вот, например, стирка. У стирки есть имя и есть понятный алгоритм действий: загрузить белье в машинку, задать программу, развесить выстиранное. Но на самом деле понятие «стирка» включает в себя еще множество действий. Белье нужно рассортировать по цвету и типу тканей. Нужно помнить, какой тип одежды предпочитает твоя семья, какие средства для стирки подходят для этого типа, нужно отслеживать их наличие и не забывать покупать. Бельевую корзину тоже нужно периодически мыть, иначе она начнет распространять неприятный запах (кроме того, на ее дне вечно скапливаются мелкие вещи типа монет, зажигалок и наушников, которые нужно разнести по местам). Всю одежду нужно проверить на наличие посторонних вещей в карманах. После стирки белье нужно развесить, потом погладить, затем убрать в шкаф. Стоп, вернемся к стиральной машине: ее нужно протирать снаружи и периодически чистить внутри. Нет, не прогоном пустого барабана со средством от накипи, хотя и это тоже (не забыть купить средство!). Нужно вытащить и вымыть лоток для порошка (в нем быстро заводится плесень), разобрать и прочистить фильтр, вымыть изнутри резиновый уплотнитель барабана.
А теперь — шкаф. В шкафу нужно наводить и поддерживать порядок, иначе ничего нельзя будет найти. В шкафу хранится ткань, ткань постоянно «теряет» мельчайшие частички: если встряхнуть чистый пододеяльник в солнечной комнате, станет ясно, о чем идет речь: в воздух поднимется мельчайшая пыль. Вся она оседает на внутренних стенках шкафа, на перекладине и вешалках. Спроси у первого попавшегося тебе мужчины: когда в последний раз он протирал от пыли вешалки для одежды? А когда менял чехол на гладильной доске?
И так происходит с любым делом. Приготовить ужин — это не «забежать после работы на 15 минут в магазин, нарезать продукты и закинуть в мультиварку». Это держать в памяти набор продуктов, которые есть дома, и купить недостающее; помнить, в какой из магазинов имеет смысл идти за мясом, а в какой — за фруктами; рассортировать покупки: пересыпать крупу в банки (кстати, нужно наводить и поддерживать порядок в кухонных шкафах), убрать портящиеся продукты в холодильник (который желательно раз в неделю освобождать от ненужного и протирать, а раз в месяц — мыть), заранее надо было достать что-то из морозилки, если это необходимо (помнить об этом, да); в процессе готовки пачкается посуда — нужно или параллельно мыть ее, или убирать ее в посудомойку (кто до этого ее разобрал? Кто ее чистит? Кто закупает расходники?); если ужин и правда готовится в мультиварке, над блюдом действительно не нужно стоять, помешивая, но мультиварку нужно чистить, а не просто мыть чашу, и это — гораздо сложнее, чем почистить плиту.
И как насчет того, чтобы вынести мусор (полно же очисток и упаковки), помыть мусорное ведро (нет, конечно, не каждый раз, но ведь когда-то сделать это будет нужно), почистить раковину после мытья мусорного ведра и не забыть заменить губку, которой его мыли?
И имя таким безымянным делам — легион. «Протереть пыль» — это тряпочкой махнуть по видимым местам. А иногда это значит отмыть все верхние части межкомнатных дверей и сами двери, протереть все доборы, пройтись по плинтусам и не забыть про самое страшное место — верх кухонных шкафчиков.
А бумаги? Счета, выписки из поликлиник, документы, распечатки из школы? Кто и когда систематизирует этот бесконечно растущий ворох листов? Кто ведет «семейный календарь» и помнит, что пора делать прививки детям и покупать подарки родственникам?
Сравнимо ли это с нажатием кнопки? Нет, конечно. Хотя робот-пылесос, безусловно, освобождает и руки, и время (если не наедет на следы жизнедеятельности кота).
Cамая сложная работа — это менеджмент. И занимаются им в основном женщины. Более того, мужчины и сами это подтверждают — очень часто они говорят: «Я не против помогать, но откуда я знаю, что мне делать? Она же не говорит!» На самом деле мы, конечно, говорим, но это часто воспринимается как белый шум — до тех пор, пока не лопнет терпение и мы не начнет орать «ни с того, ни с сего».
Но вдумайся: взрослый, дееспособный человек живет в собственном доме как в гостинице и не в состоянии самостоятельно сделать ничего, пока ему, во-первых, не укажут на необходимость этого действия, а во-вторых, не расскажут, как это сделать.
Но давай рассуждать логически: чья работа ценится выше и, соответственно, лучше оплачивается — работа уборщика или работа клининг-менеджера (иными словами бригадира, который руководит командой уборщиков?). Любому, в общем-то, очевидно, что вторая должность требует знаний, ответственности и умения руководить, а потому лучше оплачивается. Выполнять работу уборщика может любой человек, руководить — совсем нет. Это гораздо сложнее.
Но именно эту задачу на нас возлагают в быту: расскажи, покажи, проверь, как сделано, похвали, а то в следующий раз откажется. Отвечай на вопросы в духе «У нас что, молока нет?» и реагируй на сообщения типа «Стиральный порошок кончился!» (не забыть купить; завтра совещание, приду поздно — нет, лучше закажу; не забыть заказать). В стотысячный раз покажи, где лежат носки, где в холодильнике стоит кастрюля супа. Брось свои дела, встань и пойди найди вещь, которая уже 10 лет лежит на одном и том же месте, но кое-кто не может ее найти. Напомни, проконтролируй, заставь, переломи тихий саботаж и открытое сопротивление.
А потом тебе скажут, что все это, вообще-то, ничего не стоит. Это «бабская легкая работа», с которой справится кто угодно.
И от этого, конечно, ты тоже уже устала.
Отсюда
|
</> |