Мультикультурализм в разумных пределах

топ 100 блогов Николай Сванидзе05.11.2011

Грань дозволенного всегда пунктирная, нечеткая и зависит от множества параметров. Она меняется от страны к стране, ото дня ко дню. Например, в каком обществе, когда и где можно рассказать анекдот, содержащий нецензурную лексику? Зависит не только от компании, но и от времени. А если присутствуют дамы, то и от их настроения. Ведь в какой-то момент они засмеются, а в другой губы подожмут – какого черта?

Шутки на религиозную тематику – вещь вообще опасная. Например, христианство сегодня куда более терпимое, толерантное и даже равнодушное, нежели ислам. В нашей стране люди, называющие себя православными, редко бывают религиозны. Насколько я помню, не более 6% из них читают соответствующую литературу и ходят в церковь со знанием дела, а не потому, что это модно или сочетается с их представлениями о русском человеке. Среди мусульман процент фанатично верующих несопоставимо выше.  Ислам переживает пассионарный период, подобный тому, что христианство переживало в средневековье.

Тем не менее, даже с христианской тематикой мы ведем себя в меру осторожно. Полно атеистических книжек, в которых карикатурно изображается Бог Саваоф. Но я не помню книжек, где так же изображался бы Иисус Христос. Казалось бы, Бог Саваоф – Бог-Отец, и как бы старше. Однако в силу драматизма и жертвенности, связанной с Иисусом, этот сюжет никогда к карикатурам не располагал.

Мусульмане же крайне болезненно реагируют не только на юмор в отношении предмета своих верований, но и на недостаточно почтительное отношение. По возможности лучше бы этого вообще не касаться, а там дальше как получится. Если найдется агрессивно настроенный человек, он может использовать это для подогрева исламистских настроений. А если нет, то может и сойти с рук.

Я думаю, что французский журнал Шарб, на днях опубликовавший карикатуру на пророка Мухаммеда на обложке, вряд ли рассчитывал на такую реакцию. Редакция и все оборудование сгорели, подожженные неизвестными злоумышленниками. Казалось бы, этому предшествовал печальный опыт с карикатурой в Дании, вроде должны были понимать, чем все может обернуться. Но видимо решили, что пройдут по краю. Ошиблись. Вообще-то в дружелюбных или нейтральных шутках на любую тему нет ничего страшного. Но когда миллионы людей считают иначе, с этой позицией приходится считаться. Так, бывает, что в купе едут два человека, одному из которых душно и он хочет открыть окно, но его попутчик оказывается простужен. Конечно, больной будет всегда прав, ведь открытое окно прямо угрожает его здоровью. Так и здесь. Хочется пошутить – потерпи. Пошутишь в другом месте, в компании своих друзей. Потому что в обществе есть люди, которые к этим шуткам относятся крайне болезненно. И к ним нужно относиться с пониманием и уважением.

Да, это место - Франция, в культуру которой до сей поры органично вписывались и куда более смелые шутки. Но сегодня Европа меняется. Она принимает гостей, которые горячо исповедуют другую веру. Другой вопрос, когда их поведение нарушает общепринятые правила. Если во Франции не принято ходить в хиджабе, то не надо этого делать. Предположим, это нарушает общественную безопасность. Но цивилизованный человек не может себе позволить шутку, если она оскорбляет хотя бы одного из ста присутствующих. Не потому, что это опасно или преследуется по закону, а сугубо из этических соображений. В силу толерантности, которая принята именно в Европе, а не на Востоке.

Конечно, есть и другой посыл – почему им все можно, а нам ничего нельзя у себя дома. Но я бы исходил из того, что у себя дома мы в известной мере хозяева положения. И потому должны идти навстречу этим людям. Демократия – это в первую очередь защита прав меньшинства. Если ты сильный и большой, то это еще не значит, что можешь хватать за горло того, кто слабее, будучи всегда правым.

В первобытном обществе женщина крайне ограничена в своих правах. Мужчина первым ест и берет самые жирные куски. Когда он, наконец, утоляет свой аппетит и с сытым урчанием отваливается, к туше приближаются женщины и дети. Но в цивилизованном обществе, начиная с античных времен, женщина выходит на первое место. С развитием рыцарства в средние века это возводится в канон. Именно потому, что она слабейшая. Поэтому ей подается одежда, поэтому ее пропускают в дверях. Некоторые женщины, в частности феминистки, воспринимают это как унижение. Но вообще-то это забота о продолжении рода. Сильные должны заботиться и о слабых, и об их правах. По этой логике, если ислам сегодня переживает такую пору, когда он столь болезненно относится к восприятию своих ценностей в окружающем мире -  нужно это уважать.

Другой вопрос, что мусульман самих нужно приучать к такому же уважению по отношению к другим религиям. Нельзя воспринимать такое отношение, как проявление слабости. Здесь очень серьезный момент. Мы уважаем своих гостей с позиции силы. Это проявление корректности, а не страха.

Вежливость нередко воспринимается как слабость. По этой у нас не принято улыбаться на улицах, в отличие от западных стран. Там улыбка – признак дружелюбия, а не насмешки или издевки. Это как пожатие руки – когда ты протягиваешь открытую ладонь, то демонстрируешь отсутствие оружия. Ни ножа в руке, ни камня за пазухой. То же культурная значение имеет и улыбка. Но у нас она часто воспринимается признаком слабости. Потому многие ходят с м такнадутым выражением лица, чтобы никто не подумал, что ты его боятся. Перевернутый мир! Тесно стиснутые зубы, свирепо выпученные глаза и на всякий случай сжатые в карманах кулаки. Чтобы видели, что ты в любой момент готов дать отпор. Кому отпор, что за отпор? На самом деле это и есть ксенофобия – априорно враждебное отношение ко всем окружающим.

Я сейчас не говорю о том, как вести себя в мусульманской стране.  Вопрос совершенно отдельный. Но уважаемым мусульманам, попадающим в европейские страны, нужно объяснять, что наше уважение – это не слабость. Это дружелюбие, и мы ждем от них того же. Это сложно. Долгая и кропотливая притирка культур, которая началась по историческим меркам очень недавно. Некоторые западные лидеры уже заявляют, что мультикультурализм не оправдал себя. Но это не так. Как и все на свете, мультикультурализм должен иметь разумные пределы. Это не значит, что мы должны распластаться перед всеми, теряя лицо и меняя свои принципы на чужие.

Да, с шутками нужно быть предельно аккуратным, пусть даже из соображений общественной безопасности. Но с другой стороны сдавать своих нельзя. Нельзя  отдавать их на расправу тем, кто использует любой повод для разжигания разнузданной агрессии и розни. Возможно, журнал Шарб и перешагнул этические нормы, но он явно не нарушил нормы законодательные. И позиция правоохранительной системы в этом случае должна быть конкретная и предельно твердая. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    С таким стремительным ростом цен на нефть на табак и алкоголь, в скором времени курение и распитие станет мерилом состоятельности человека. Если человек чадит как паровоз и невозбранно жрет коньяки и вискари, значит человек имеет достаток, позволяющий ему это делать. А ...
В городе Березовке Лидского района неизвестные борцы за соблюдение ПДД монтажной пеной наказали владельца внедорожника, который припарковал автомобиль на ночь на газоне. Утром владельцу пришлось не только вызывать следственно-оперативную группу, но и искать хорошее СТО: все двери ...
Провёл я занятия по технологии мышления. Поскольку давление очень низкое, сплю на ходу. Во время первого семинара я клевал носом, но потом разошлось как-то всё, пошло-поехало. Ну и ребятишки, вроде бы как встрепенулись. ЧТО БЫЛО В МОЁМ ЖУРНАЛЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД 1) Коля Гопак, ...
Сегодня день смеха и день птиц. Как я такое пропустила вообще???? - Дорогой, я хочу гусеницу под арбузным соусом! - Бегу, дорогая, бегу-бегу-бегу Показываю товар лицом. Ну, где товар там и лицо. "Мужчина, было бы што показывать!" Как пьяные люди танцуют) Ну что опять? Смотри ...
#‎яработаюнакладбище ‬ В контору мячиком вкатывается мелкая старушка, и всем сразу становится тесно, памятникам вдоль стен, стенам с фотографиями памятников, мебели, воздуху и мне в середине этого мелькания и звуков. - А почем? А росту какого? А нести не тяжело? А с портретом? А без портр ...