Муки выбора
slavinsky — 26.08.2011 Я решился вновь обзавестись смартфоном. Первый, Apple iPhone, которым я начал пользоваться в 2008-м, сдох очень быстро, оставив неприятное "послевкусие" - особенно при разговоре на улице зимой. И я решил отложить эту идею, преобрется нечто, похожее на мобильный телефон под названием Nokia E53. Он был самый тонкий из предлагаемых, отправлял и получал смс и достаточно долго не разряжался. Попытки с его помощью сделать что-то еще не приводили к результатам, но я особо не жаловался... Но момент настал. Я понял, что небольшой гаджет с кучей полезных приложений становится необходимым в силу участившихся разъездов, а таскать с собой и телефон и планшет - не всегда удобно.Но момент выбора меня немного удивил и смутил. Мало того, что выбирать пришлось уже не между Apple и чем-нибудь другим, что заметно сократило бы муки. iPhone 4 хорошо, но не отвечает полностью моим потребностям. Поэтому круг расширился марками - как минимум HTC и Samsung... И поковырявшись в их смартфонах со стоимостью около 1000 долларов США (кстати, за эти деньги в 2004 я купил потрясающую Nokia в корпусе из черного титана, которую до сих пор не выкинул несмотря на то, что она не работает) - я понял что ни черта не понимаю ни как потребитель, ни как маркетолог.
Я как бы не смог найти значимых отличий между тремя лидерами рынка смартфонов. Требования к дизайну... какой может быть дизайн у трех "никаких" аппаратов (топ-моделей каждого производителя)? Разница в материале и фактуре задней крышки? Не существенна. Вес, размер, качество изображения, быстродействие, наличие необходимых приложений - все максимально близко с небольшим перевесом Samsung (на мой взгляд). Сделаны все гаджеты достаточно качественно. Точнее не так, не на столько различимы тактильно, чтобы исключать кого-либо из выборки... Может и Samsung показался чуть пластмассовее, но есть преимущества, с лихвой покрывающие этот недостаток...
Но вот что показалось мне особо интересным. Имея все возможности создать уникальный имидж своего продукта, как-то дистарнцироваться от конкурентов, выделиться и создать хоть несколько отличительных признаков, позволяющих дифференцировать продукты более четко, ни Apple, ни Samsung ни HTC - этого не сделали. Коммуникации всех трех производителей - фактически ни-о-чём и несмотря на обилие рекламы, обзоров, сравнений и пр., ни один из производителей не сфокусировал свои коммуникации вокруг какой- либо аудитории.
Разговоры о функционале, удобстве пользования и т.п. - не дают однозначного ответа кто же лидер. Более того, на сколько я понимаю, я такой далеко не один. Многие покупатели, пытаясь совершить далеко не самую дешевую покупку (если говорить о мобильной связи, а не о "Лафит-Ротшильд" 2001 года за 30 000 долларов), не могут получить ни одного мотиватора покупки ни от продавца, ни от экспертов рынка. Теоретически в таком случае должна сказаться та "сила бренда", которая сидит в головах у потребителей. И если для аудитории, которая готова купить смартфон в кредит на 3 года бренд Apple еще как-то превалирует (что не факт, кстати), то остальные покупатели сталкиваются с Apple (Apple), анти-Apple (HTC) и альтернативой в виде бывшего ширпотреба (Samsung), который сделал прыжок как в имидже, так и в качестве, оставив недостижимых еще в ближайшем прошлом конкурентов позади. Очень на руку Samsung сыграла и судебная тяжба с Apple - поставившая корейского производителя если не выше, то как минимум рядом с казалось-бы "заоблачно-культовой" американской компанией. Apple боится Samsung - еще 2 года назад эта фраза казалась бы смешной...
Такая вот странная история. Три мощнейших международных компании, которые могли бы достаточно легко развести свои продукты по разным аудиториям и конкурировать между собой агрессивно и захватывающе (для нас, потребителей), топчатся на одном поле, пытаясь укусить друг друга если не за зад, то хоть за локоть. А где же "позиционирование"? Траут с Райсом нервно курят в сторонке?
|
</> |