МТБ-82Д. Авиатроллейбусный пост.
diecast_43 — 02.04.2015 Как-то в песочнице практически не раскрыта тема троллейбусов. Решил вот не в тему и без повода вспомнить модель МТБ-82Д от Костромских производителей.После окончания войны Заводу № 82 Наркомата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время – ТМЗ, Тушинский машиностроительный завод) в рамках конверсии было поручено разработать и наладить выпуск новых троллейбусов. Машина получила обозначение МТБ-82 («Московский ТроллейБус» завода № 82). Концепция нового троллейбуса изначально происходила от довоенных ЯТБ: цельнометаллический корпус, обшитый стальными листами, с «утюгообразной» наклонной передней частью.
МТБ-82А. Фото из набор фотооткрыток «Автопром СССР», 1947 г. Взято с сайта Городской электротранспорт
Но впоследствии сказалась специфика авиационного производства: кузов троллейбуса стали изготавливать из «крылатого металла». Многие элементы конструкции кузова были унифицированы с узлами автобуса ЗиС-154, в свою очередь, «позаимствованными» у американского GM TDH-3610. Усовершенствованная машина стала называться МТБ-82Д (был ещё переходный вариант МТБ-82М – по прежнему стальной, но уже не «утюг»).
МТБ-82Д. Фото с сайта oldmos.ru
При производстве троллейбусов МТБ-82 то ли плановая экономика дала сбой, то ли перестарались в стахановском движении, но по производству кузовов как-то слишком перевыполнили план. Корпусов Тушинский авиазавод наклепал много, а двигателей и мостов не хватало. Вот и пришла идея использовать невостребованные троллейбусные кузова для производства трамваев. Корпус удлинили на два окна, установили его на СвАРЗовские ремонтные тележки, на крыше разместили пантограф, вот и получился «Московский ТрамВай» МТВ-82.
Трамвай МТВ-82. Негабаритный «широколобый» вариант. Внешне весьма похож на МТБ-82Д.
Трамвай МТВ-82А. Усовершенствованный и более привычный взгляду. Облик уже ушёл дальше от «прародителя» МТБ-82Д. Элементов конструкции, унифицированных с троллейбусными, осталось совсем немного. Фото А. Савина.
Специфическая производственная площадка окутала первый послевоенный троллейбус некоторой пеленой секретности. Так, говорят, например, что машины не имели номерных табличек, с целью скрыть точное количество произведённых на авиазаводе экземпляров МТБ-82. Засекречен был и Главный конструктор проекта. А это был не кто иной, как Наум Семёнович Черняков, впоследствии разработчик межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и уникального самолёта Т-4 (та самая знаменитая «Сотка»).
Бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого Т-4, произведённый на ТМЗ. Главный конструктор проекта Н. С. Черняков. Фото из журнала «Мир Авиации» взято с сайта aviadejavu.ru.
В 1949 году Тушинский авиазавод снова получает крупный оборонный заказ. Производство МТБ-82Д переводят в Энгельс, на завод имени Урицкого. С 1951 года троллейбус выпускают на новом предприятии, а небольшую эмблему-«птичку» на передней панели сменяет звезда. Чуть позже передок машины потеряет хромированные декоративные накладки, а место звезды займёт крылатая эмблема ЗИУ. В таком виде троллейбусы будут сходить с конвейера до начала 60-х годов, а полностью машины будут выведены из эксплуатации только в 80-х годах.
Тушинский МТБ-82Д украшала «птичка», выдававшая авиационное происхождение машины. Фото Юрия Маллера.
Энгельсские МТБ-82Д несли на передней панели сначала звезду…
…а потом – крупную «крылатую» эмблему нового и, впоследствии, основного троллейбусного предприятия СССР. (Оба фото с сайта Фотографии старого Саратова)
Пару лет назад сразу две «компании (SSM и «Ультра») решили выпустить модель под одинаковым названием «Троллейбус МТБ-82Д производства Тушинского Авиазавода». И обе ошиблись с названием, выпустив, в общем-то, неплохие модели Энгельсского троллейбуса производства начала 50-х годов. «Со звездой». И та, и другая модель нашли своих покупателей. Мне по душе пришлось костромское изделие.
Да, двери запечатаны наглухо (у «Ультры» двери открываются). Но для меня это не недостаток.
Да, токоприёмники не рабочие (опять же, как у «Ультры»). А куда их поднимать? У меня проводов над полками нет…
Зато модель изготовлена аккуратнее, имеет маршрутные таблички, бортовые номера, приличные остекление и светотехнику.
МТБ окрашен в приятные цвета. Да-да, тёплые, ламповые… На 100% достоверны ли оттенки? А кто ж теперь скажет?..
Модель не производит впечатления игрушки. Лично у меня.
Имитация заклёпочных швов оживляет модель.
Да, «головки заклёпок» крупноваты, шаг заклёпочного соединения великоват, но в таком масштабе это вполне допустимо. Вблизи переразмеренность в глаза бросается, но с небольшого расстояние всё вполне пристойно.
Ещё один лёгкий недочёт устраняется лёгким движением руки. Токоприёмники на модели не прижимаются к удерживающим крюкам-захватам, а свободно «парят» параллельно крыше. Лечится привязыванием «рогов» к крюкам тончайшей леской. Её почти не видно даже на крупной фотографии, но внимательный зритель может разглядеть тоненькие усики над захватами.
У ЗиС-127 имитация заклёпок, конечно, выполнена поизящнее, хотя, тоже, конечно, с допущениями. Но это всё же смола, а не «православный» дайкастъ.
Казалось бы, «родственный» ЗиС-154 от КБ на «братишку» совсем не похож. А больше похож на недоработанную болванку.
Такая вот получилась модель знакового послевоенного троллейбуса у SSM. Не без недостатков, но вполне годная. Можно, конечно, выбрать МТБ от «Ультры», а то и от «Вектора» (на вкус и цвет все фломастеры разные). Но без МТБ-82 машинкам 40–60-х годов было бы грустно и одиноко.
• Базовая модель: МТБ-82
• Предприятие-изготовитель: Завод № 82 Наркомата авиационной промышленности СССР, ЗиУ, Завод имени Урицкого
• Годы выпуска: 1946–1961
• Модификация: МТБ-82Д Завода имени Урицкого (ранний, с 1951 г.)
• Число мест: для сидения – 38, номинальная – 56, предельная – 86
• Мощность двигателя: 80 кВт
• Максимальная скорость: 55 км/ч
• Количество выпущенных троллейбусов: на Тушинском авиазаводе – 1400, на ЗиУ – около 5 тыс.
• Модель 1/43: SSM SSM4003 Троллейбус МТБ-82Д производства Тушинского Авиазавода
|
</> |