МП-8. НЕХОРОШАЯ ВСЕЛЕННАЯ-1

Ч1. МАСТЕР И ФАУСТ
- У вас я сумасброда отобью,
Немного взявши в выучку свою.
Но дайте мне на это полномочья.
- Они тебе даны. Ты можешь гнать,
Пока он жив, его по всем уступам.
Кто ищет, вынужден блуждать.
"Фауст" (пер. Пастернака), "ПРОЛОГ НА НЕБЕ"
"Мастер и Маргарита" (МиМ) - великий роман, без преувеличения мировая классика. Цитаты из него разошлись в народ, и до сих пор употребляются к месту и не к месту. Роман в буквальном смысле вошёл в нашу жизнь [1], а это высшее признание для писателя.
Я так понимаю, что каждый видит в МиМ то, что ему хочется. Вечная и искренняя любовь, творчество, сатира, (ранне-)советское общество, жизнь вечная - кому что больше интересно.
Булгаков всего этого касается, но вот как это всё видел он сам - не очень понятно. Литературная вселенная МиМ однозначно хорошо проработана, она как будто копирует нашу реальность, но очень уж много там мистики. То есть, автор действовал в рамках какой-то мистической системы - но какой?

По Булгакову исписали немало бумаги и сломали немало копий [2], но я что-то не припомню никакого реального объяснения, как же именно устроен мир МиМ. Есть, конечно, идеи разной степени продуманности, но цельной картины до сих пор нет [3].
Ну и отдельный вопрос в том, как именно роман повлиял на нашу Вселенной, нашу Историю.
По-моему, имеет смысл в этом разобраться. Понятное дело, что в этих тонких материях легко заблудиться, тем более мне, технарю.
Но я попробую. И да поможет мне здравый смысл.
---
Булгаков не скрывает, что сюжет МиМ навеян "Фаустом" Гёте. Из Гёте взят эпиграф, а Мастер спрашивает поэта при первой беседе: "...вы даже оперы «Фауст» не слыхали?".
Я, признаться, оперы тоже не слушал (не люблю оперу), кроме куплетов Мефистофеля ("люди гибнут за металл", Ш., А.К., фр.) . Но повод познакомиться c "Фаустом" хороший [4], мегаклассика мировой литературы всё-таки. Оно и понятно: Гёте был не только и не столько поэтом, сколько учёным-энциклопедистом (как Фауст), юристом и управленцем. И похоже, что жизнь он повидал никак не меньше военврача Булгакова.
Как и в случае Двух капитанов/Норд Оста, очень полезным оказалось сравнить "Фауста" и МиМ, как две версии одного сюжета.
Основных выводов у меня получилось три:
1) При всём уважении к Булгакову - Гёте писал заметно круче и глубже [5]. Правда, "Фауст" куда сложнее для восприятия: трагедия в стихах, перевод с немецкого, да и написано на век раньше. Чем Михаил Афанасьич берёт, так это юмором и чувством вкуса - работа мастера, ничего не скажешь.
2) Цитаты из Гёте в народ тоже разошлись, но автора в них узнать не так просто, например:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой
3) Действие "Фауста" и "МиМ" происходит в абсолютно разных мирах, разных литературных вселенных.
---
Пункт про вселенные - именно что фундаментальный, в самом прямом смысле. Все события в произведении происходят в каком-то мире, и происходят по законам этого мира. Так вот, миры "Фауста" и МиМ - абсолютно разные, они живут по разным законам, и обитают в них разные персонажи. Несмотря на схожесть сюжетов.
Картина мира в "Фаусте" даётся с самого начала: престол Бога, вокруг вьются ангелы и поют славу миру, как божьему творению:
И молния сбегает змеем,
И дали застилает дым.
Но мы, господь, благоговеем
Пред дивным промыслом твоим
Мефистофель начинает беседу с положения младшего:
К тебе попал я, боже, на прием,
Чтоб доложить о нашем положенье
Вообще, нечистая сила у Гёте связана множеством правил, типа трижды постучать в дверь, прежде чем войти.
У Булгакова всё наоборот: изначально Бога нет совсем, и в сюжете первым появляется Сатана. Воланд ведёт себя совершенно по-хозяйски: приезжает на инспекцию, судит ("люди как люди"), свита карает зарвавшихся ("Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?"). А самое удивительное - нечистая сила читает мораль ("хамить не надо по телефону!"). Не подбивает людей на преступления, а сама устанавливает моральные правила. Смотрится очень... нетрадиционно.
И вот тут, если вдуматься, начинается странное.
Действие романа Мастер и Маргарита на самом деле происходит во вселенной Воланда. И это, прямо скажем, нехорошая вселенная.
Сатана в романе всемогущ, и о судьбе Мастера Христу/Га-Ноцри приходится просить [6]. Не приказывать, а именно просить:
- Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно.
То есть: либо Бог бросил этот мир, либо изначально его там и не было. Но тогда весь мир - это творение Воланда.
Мысль не самая обычная, можно сказать еретическая. Собственно, если писать про мистику, но не в рамках религиозного канона, то ересь и получится.
Так вот, мир Воланда в МиМ - это ересь и есть. Чистейшая, патентованая, дистиллированная. Признанная и уважаемая. Ересь эта называется гностицизм и описана она ещё во IIв н.э.
Точнее, ересей гностического толка в Истории была масса, все не охватить, но даже поверхностное знакомство с предметом очень помогает в понимании МиМ.
Если предположить, что литературная вселенная МиМ построена на гностицизме, то это разом объясняет массу загадок и нестыковок в романе. Пусть специалисты меня поправят, но вот я вижу, что да, такое объяснение работает.
Самый фундаментальный и авторитетный источник по гностицизму - "Против ересей" cв. Иринея Лионского. Книга написана в ~180 н.э., то есть "около двух тысяч лет" назад [7]. Ириней тут сработал как естествоиспытатель, описал новое явление, интересный мозговой вывих. За пару тысяч лет текст нисколько не устарел, хотя чувствуется, что стиль изложения какой-то не вполне современный.

Св. Ириней, конечно, смотрит с религиозной точки зрения, но тут и с атеистических позиций всё примерно то же самое: странное угрюмое учение, в котором весь мир - большая тюрьма, а почти все люди - и не люди вовсе.
Интуитивно понятно, что такой взгляд на жизнь [8] ни к чему хорошему привести не может. И тем удивительнее, что не так мало народу его принимает. Вот например:
Черви в золоте, тесно в комнате, тесно в городе,
Мир – большая тюрьма.
Кутерьма.
Лето в холоде, танцы в холоде, кто на проводе?
На проводе тьма.
Тишина.
//AmDm
Это - не седая античность, и даже не попович Булгаков. Это
полдень, XXI век наш современник, выросший в
атеистическом обществе, талантливый и далеко не глупый Андрей Макаревич
[9].
Или вот небезызвестная Юлия Стрелка Осциллографа Латынина. Её картина мира подозрительно похожа на гностическую: деление людей на дельфинов и анчоусов (~хищников и жертв, господ и рабов, etc.). Деление людей на касты кто только не практиковал конечно - начиная с индусов, но у них и каст было больше, и картина мира совсем другая.

Научным руководителем аспиранта Ю.Л. Латыниной был В.В. Иванов. Видный учёный, сторонник общечеловеческих ценностей и мирового правительства. И гностицизмом совершенно точно увлекался [10].
Туда же идёт и фанат Стругацких Быков/Зильбертруд со своим "мы действительно стали свидетелями и участниками разделения человечества на два биологических вида" (по мне так явный абсурд).
В общем, гностические идеи в современном обществе крутятся, а носителями их выступает, как ни странно, интеллигенция. Которая, по идее, должна бы первой понимать, что это такое и к чему может привести увлечение древними культами.
И разобраться во всём этом имеет уже чисто практический смысл: чтобы понимать, что происходит вокруг.
"Идея становится материальной силой, когда овладевает массами"(с)
ПРИМЕЧАНИЯ-1
[1] Изначально я хотел включить анализ МиМ в цикл под рабочим названием "Чему не учат в школе", но обстоятельства изменились, и всё будет по возможности независимо.
[2] То, на что обычно смотрят критики - это в общем-то технические подробности, кто у кого какой ход позаимствовал. Но зачем это всё было сделано - то критикам обычно неведомо. http://m-bulgakov.ru/glavnyj-roman/geroi-romana-master-i-margarita/voland
[3] Похоже, что попытка анализа МиМ есть в "Князь мира сего", А.М. Иванов, М., Тотенбург, 2023 - но первые 24 страницы слишком смахивают на бесхитростную пропаганду сатанизма.
[4] Можно посмотреть, скажем, постановку 1969-го (вк) - Юрий Яковлев в роли Мефистофеля не менее убедителен, чем в роли Ивана Грозного по булгаковскому "Ивану Васильевичу", на 4 года позже. Читать.
[5] Суть сюжета "Фауста" в том, что главгерой принимает помощь тёмной силы, у него поначалу всё идёт относительно хорошо, но он слепнет. И когда черти уже копают ему могилу, Фауст думает, что это они делают что-то полезное по его указанию. В этот момент он произносит "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" - и Мефистофель по договору получает его душу. И после этого только чудо может спасти Фауста, что и происходит. В общем, движение - жизнь, остановка - смерть, а сделка с нечистой силой честной быть не может. По разбору этого сюжета можно книги писать. А в МиМ такой силы и глубины нет.
[6] Эпизод можно прочитать так, что Га-Ноцри принимает решение, а Воланд его исполняет, но тут скорее про взаимодействие разных "ведомств". Эмоционально похоже на то, что Воланд запросто может не послушаться и поступить по-своему. Что он хоть и в другом ведомстве и может быть даже ниже рангом, но тут он - Хозяин.
[7] Когда читаешь "Против ересей" св. Иринея Лионского , главное ощущение - сострадание автору: как он выдержал-то погружение в такую... эээ... ересь?.. Пропустить такое через себя, осмыслить, не свихнуться и написать книгу - это именно что подвиг.
Ириней местами юморит, но как-то невесело: «Впрочем, я хочу и сам привнести нечто к развитию их учений. Ибо я вижу, что одни воды, как-то: ключи, реки, дожди и им подобные, пресны, а морские солоны и прихожу к мысли, что не все они произошли от слез Помышления ... А так как в мире есть еще некоторые теплые и едкие на вкус воды, то должен ты понимать, при каком действии и какою частью испустило оно эти воды. Такие выводы согласны с их предположением.» Против ересей, 1, IV, 4.
[8] Надпись на школьной парте "Весь мир дерьмо, все бабы б...ди, а солнце е...й фонарь" можно отнести к жопоголизму, более продвинутой версией которого и будет гностицизм.
[9] Имхо, "Брошеный богом мир" - это мрачная версия макаронычева же "Место где свет" - там примерно про то же самое, но посветлее.
[10] Если почитать ИвАнова хотя бы немножко, становится понятно, откуда Латынина взяла свою способность смело рассуждать о вещах, в которых она не разбирается.
Есть забавная цитата: "Апресян, Зализняк, Мельчук, Вяч.Вс. Иванов, ... Понимаете калибр? ... Вот Иванов - который не сделал "ничего". Это удивительный феномен - один человек, который может создавать контекст и фон. То, что должна делать эпоха, множество людей в своей совокупности - он делает в одно лицо. При этом "не результативен", он - "всё и ничего". Можно ему много чего приписать - и можно всё отнять. Всё нестрого, на догадках." Это как у булгаковского Мастера, "О, как я угадал!"
Самое любопытное у В.В. Иванова - текст, который по стилю больше всего похож на Евангелие, только про масонов: "История русского масонства и в особенности розенкрейцерской его ветви содержит все черты ... русской духовной жизни ... Изучить историю московских розенкрейцеров все равно, что пройти полный курс подъемов русского духа и низости русских властей" . Публикуется по: 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Москва - СПб. Амстердам: Ин де Пеликан, 1993, С. 12-21.
|
</> |