Мой Сергей Довлатов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Сегодня - юбилей Сергея Довлатова. Всего лишь 70 лет бы ему было... А его нет на свете уже больше двадцати ...
Сначала я влюбилась в его голос. В 80-е годы Довлатов вел на радио «Свобода» передачу «Писатель у микрофона». Каждый вечер мы припадали к транзистору, из которого звучал его обволакивающий, глуховатый баритон.
Вскоре появилась возможность «совместить звук с изображением»: после перестройки начали публиковаться рассказы и повести Довлатова в толстых журналах, фотографии, с которых смотрел красивый человек могучего сложения с грустными глазами. Читать прозу Довлатова – легкую, умную и невероятно смешную - было каким-то потрясающим удовольствием. Иногда она действовала эффективнее любого антидепрессанта. Виктория Токарева очень точно определила ее суть: « Его проза - как пар над супом, но умный читатель чувствует, как много всего в этом супе варится».
Журналы с его рассказами, с "Иностранкой" зачитывались до дыр, передавались из рук в руки. Мы с нетерпением ждали очередной повести. И вдруг как гром среди ясного неба, пришло известие: Сергей Довлатов умер, умер, не дожив до 49 лет. Звучит это странно, но тогда его такой ранний уход был воспринят чуть ли не как предательство: как же так, а мы... А новые книги…
После смерти все написанное им стало издаваться какими-то невероятными тиражами. В 1993 году питерское издательство «Лимбус-пресс» выпустило его трехтомник с замечательными рисунками «Митьков». Еще через три года появился дополнительный том «Малоизвестный Довлатов». В этих четырех книжках собрано почти все, что он успел написать, его фотографии, смешные рисунки, автографы, воспоминания близких друзей и письма.
Через несколько лет некогда близкий друг Довлатова Игорь Ефимов обнародовал их переписку. Вдова судилась с издательством и добилась запрета на обнародование писем, но изъять 15-тысячный тираж первого издания ей не разрешили. Этот эпистолярный роман рассказывает о писателе больше, чем какое-либо другое свидетельство его друзей и современников. Помню, что последнее, покаянное письмо Довлатова строгому и праведному Ефимову я потрясенно дочитывала в четыре утра, обливаясь слезами.
В печати стали появляться воспоминания его друзей, любимых женщин и просто знакомых. Интерес к Довлатову в 90-е годы был таким острым, что грех было упустить возможность «засветиться» на этой волне. У Михаила Веллера, например, вышла книга под названием «Ножик Сергея Довлатова», ее разметали с прилавков только из-за названия, хотя о писателе там было буквально несколько строк.
Я скупала все, что выходило о Довлатове, приобрела даже сумбурные и мелко-мстительные воспоминания его первой жены Аси Пекуровской. Фанатела по полной программе. Это была настоящая влюбленность. И как любая влюбленность,она прошла. До сих пор не купила книгу Валерия Попова - в прежние времена поехала бы за ней в другой город. Но когда мне грустно, я перечитываю Довлатова. Он по-прежнему мой друг. Я чувствую, что мы - одной группы крови.
С днем рождения, Сергей Донатович)