Мой позывной — "Художник"

Непридуманные сюжеты

Гранитный красноармеец с изрешеченного осколками мемориала Саур-Могила
"В 2017-м на Саур-Могиле ребята из батальона "Восток" при перезахоронении наших парней наткнулись на большую братскую могилу Великой Отечественной. Так история сделала круг, — рассказывает она. — Увиденное тогда потрясло. Представьте: осколков — по колено. И посреди развалин лежит поверженный памятник красноармейцу. Но он не побеждён. Он словно готовится встать и снова, через много десятилетий, пойти в атаку. Это самое первое впечатление я попыталась перенести на холст".

Мальчишка на пороге разбитого снарядами дома
В начале войны украинский снаряд попал в детский дом под Луганском, было много погибших. Ополченцам пришлось разгребать завалы.
"Камни были липкими от крови, — Надежде и сегодня тяжело это вспоминать. — Конечно, образ мальчика собирательный. Главное, что хотелось передать: в его глазах нет страха. И ненависти. Но он никогда не простит тех, кто разрушил его дом и убил родителей. Детей с такими глазами на Донбассе сейчас очень много. Я закончила эту картину — и полтора месяца в себя приходила".

Бабушка с рушником, только что доставшая из печи каравай.
"В феврале, когда 150-тысячная группировка ВСУ стояла у Донецка, мы прекрасно понимали: ополчение продержится максимум сутки, — говорит Надежда. — А потом начнется резня. Нас бы не пожалели. В те дни я наконец-то решилась написать картину, о которой думала 30 лет. О судьбе женщины, прошедшей через страшные испытания, революции, войны, послевоенную разруху, но не разучившейся прощать. Так родился образ бабушки с караваем хлеба".
Отец-защитник, мать-хранительница, ребенок-наследник…
Этот триптих стрелок Надежда Вакуленко, которую на передовой знают по позывному "Художник", писала в коротких перерывах между боями.
Судьба самой Надежды — сюжет и для живописного полотна, и для фильма, и для романа.
