Мой первый опыт в цифровой схемотехнике.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мой первый опыт в цифровой схемотехнике. Мой первый опыт в цифровой схемотехнике.](/images/main/moy-perviy-opit-v-cifrovoy-shemotehnike-ba2e81.jpg?from=https://open.eltech.ru/asset-v1:kafedra-elektronnyh-priborov-i-ustroystv+DSD+2022_demo+type@%3Ca%20rel=)
Еще на первом курсе ЛЭТИ я услышал, что существует возможность устроиться на полставки лаборантом в одну из научно-исследовательским лабораторий при кафедрах. Естественно, меня это очень заинтересовало - можно сразу и подработать и приобщится к работе по специальности. Поэтому, как только начался учебный год на 2-м курсе, я пошел на родную кафедру (радосистем) выяснять возможность.
Сначала ответ меня разочаровал - мне сказали, что берут студентов минимум с 3-го курса, да и то только лучших. Я расстроился, но потом кто-то мне посоветовал сходить в лабораторию спортивной радиолектроники при кафедре. Дескать, им срочно нужен лаборант, вдруг возьмут. Я пошел, и познакомился со своим будущим руководителем, старшим преподавателем кафедры и кандидатом наук. Я произвел на него впечатление (приличный радиолюбительский стаж и техникум с отличием по смежной специальности - элетромеханика), и он решил попробовать.
Первое, что мне поручили - делать устройства для связи программируемого калькулятора 15ВСМ-5 с электрической пишущей машинкой ЭУМ-23. Довольно простая штука, несколько цифровых микросхем плюс кучка силовых ключей для управления электромагнитами, но никто не делал их серийно, вот и приходилось заниматься кустарщиной. С задачей я справился и впервые познакомился с цифровыми микросхемами, о которых до того не имел практически никакого представления.
После чего мой руководитель предложил заняться намного более сложным прибором - 10-канальным секундомером (для спортивных целей). Сейчас сделать такой - проще пареной репы, но тогда (1978-й год) схема содержала целых 60 микросхем (в основном средней степени интеграции). А поскольку мне предстояло этот прибор не только собрать, но и наладить, то схему пришлось изучать серьезно. По ней я понял и основные принципы работы цифровых устройств.
Просидев над схемой несколько дней и вполне в ней разобравшись, я начал ощущать некоторое смутное неудовлетворение - что-то в схеме мне не нравилось. С такими мыслями я вечером заснул, а когда утром проснулся, то у меня в голове уже был готовый план - как схему переделать, чтоб ее существенно упростить. Пошел к руководителю, тот сначала очень удивился, но потом признал разумность моих идей и предложил мне самому нарисовать новую схему. С этим пришлось немного повозиться, но в конце концов я ее сделал - первую схему цифрового устройства в моей жизни. Получилось 45 микросхем вместо 60.
Между прочим, исходную схему секундомера делал не кто-нибудь, а признанный корифей нашей кафедры в области проектирования цифровых устройств. Через полтора года, на 4-м курсе, я слушал его лекции по теме. Так я впервые осознал, что главное в цифровой схемотехнике - это не теория, а мозги, и они у меня есть.
|
</> |