Мой комментарий к записи «Великий инстинкт собственника. Теория и практика» от
arzarra — 05.10.2024>Прикол в том, что Шариков (точнее Чугункин) — это не пролетарий
Причём то, что Шариков — не пролетарий, явным образом пишет сам Булгагов. Он характеризуется прежде всего как вор и уголовник-рецедивист, абсолютно деградировавший от выпивки. Даже "музыкальная профессия" — под конец его "карьеры" уже не главное. Всё это совершенно однозначно и много раз проговаривается и обыгрывается. Так что воспринимать стёб над Шариковым как стёб над пролетариатом можно только имея ну очень сильное желание.
Но интереснее другое. Если такими же непредвзятыми глазами посмотреть на остальных персонажей, то становится понятно, что мизантроп Булгаков стебётся и над всеми ними тоже. "Великий хирург, каких в мире лишь несколько человек", Преображенский несёт заведомую для врача-Булгакова околесицу про пересадку гипофиза. Операция — нарочитый нонсенс. Доход профессорской "практики" приносит вовсе не честное лечение болезней, а шарлатанское обдуривание богатых мещан. Профессор — самый настоящий социальный фашист с манией величия и бредовыми евгенетическими фантазиями. Он мнит себя гением, видящим на века вперёд, имеющим право учить народ не ссать позамиму и побеждать разруху силой мысли. Но на самом-то деле он нарочито, гротескно эскапичен. Не хочет принять факт послевоенной разрухи. Факт того, что рано или поздно новый режим займётся-таки им основательно. И т.д. Для нормального человека и понимающего читателя Преображенский — омерзительный гротеск, а вовсе не интеллектуальный и моральный авторитет.
>а антеллигент
И в Чугункине-Шарикове есть доля стёба над самим собой. В тот период он ещё не был раскручен, жил бедно, считал, что пишет херню, чудом не скололся насмерть наркотой, едва не свалился в алкоголизм. В том же году пишет фельетон про алкоголизм. В общем, Чугункин — это даже не интеллигент, а такой нищий маргинал-алкоголик, полностью разложившийся, насквозь пропитый вор с циррозом печени. Булгаков стебётся над алкогольной деградацией личности. Так часто выбравшиеся из вечных запоев алкаши начинают истово бороться за трезвость. В таком состоянии, как у Чугункина, профессионально играть на балалайке и петь частушки даже по трактирам ему было бы затруднительно — при любой неосторожной грубости на пьяной публике он рисковал быть избитым и зарезанным. Что в конце концов и произошло.
Это всё не значит, конечно, что Булгаков не ненавидел советскую власть, большевиков, пролетариев. Но надо понимать, что он как законченный мизантроп не любил вообще всех. И стебался в том числе и над собой. Если же некто видит в его героях — неважно в ком — примеры для подражания, то это в первую очередь характеризует такого человека соответствующим образом.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
|
</> |