Мой комментарий к записи «Польша - несчастный ребенок с эксцентричными
grozamolo4nikov — 27.04.2021 Короче вот, записал:Мне часто приходилось слышать, что наша русская классическая литература – слишком серьезная, не остросюжетная, и не удовлетворяет потребностей любящих читать про войну мальчишек от 12 до 42 лет. И обязательно выражают сожаление, что у нас не было своих…. А вот кого своих – здесь называют разные имена. Можно сказать: «не было своих Дюма», но это скорее банальный пример (как поэт, значит Пушкин).
А чаще всего, когда русской классической литературе хотят поставить кого-то в пример в плане интересной военной истории, то называют три имени.
1. «У нас сплошная «Война и Мир» с философией и нравственными вопросами, а вот жаль что у нас никто не создал лихого рубилова с погонями, как Генрих Сенкевич, в своей «Трилогии»!» (В разных вариантах встречал в интернете довольно часто).
2. Другой пример про живопись. «Вот жалко, что у нас вечно искали серьезных тем, про Петра с сыном, про Ивана Грозного с сыном, про утро стрелецкой казни. А наша героическая военная история – это один Суриков, либо более ранние чуть ли не в античных костюмах. А вот бы был у нас свой Матейко и всю бы нашу историю в масштабных реалистичных полотнах бы изобразил!» (Тоже много раз такое читал).
3. И снова литература. «Вся эта классика с её сложными вопросами из жизни мне была неинтересна, если я чему и научился для реальной жизни, то из книг Сапковского». «А вот если бы сагу про Ведьмака опубликовали одновременно с «Войной и миром», никто ы сейчас не помнил бы про Льва Николаевича и не проходил бы в школе». (Это не совсем история, да и книгу я сам не читал, но оба утверждения и подобные им видел в сети не раз).
И вот, что интересно, когда нужно нашим классиком поставить что-то в пример в плане военной истории, именно эти три имени мне попадаются чаще всего. Создается впечатление, что когда надо нашей «скучной» литературе, да и живописи найти примеры для подражания, то поиск всегда упирается в одну соседнюю и близкую по языку страну. Над которой привыкли смеяться за гонор и за то, что они не полетели в космос. Но в плане военной истории, фентези и романтической живописи их превосходство постоянно приходится признавать.
Я думаю, что корни этого превосходства нужно искать не в «особо героическом средневековье», а в тех временах, когда творили Сенкевич и Матейко. То есть, в XIX веке. В это время Польша была разделена между тремя странами.
При этом одна – «великая литературная держава», давшая миру Толстого Достоевского и Чехова с их сложными нравственными вопросами ( и в этом же направлении двигалась наша живопись).
Другая – «великая музыкальная держава», давшая миру вальс, а также имевшую первенство в создании серьезной музыки, которую слушают с умным видом сидя в филармонии (Австрия).
Наконец, третья – «Великая философская держава», еще не став империей уже дала миру Канта, Гегеля (он не совсем из Пруссии, ну плюс-минус оттуда), а позднее и Маркса и Нидцше и других авторов умных и серьезных книг по основным вопросам мироустройства.
И вот Польша оказалась как мальчик-подросток в треугольнике строги наставников. Серьезная литература и философия и классическая музыка – из этого мира хочется вырваться создавая что-то романтическое, приключенческое. И про великое прошлое!
В итоге, пока «наставники» создают серьезное на мировом уровне, Польша выходит вперед в историко-романтическом направлении, в XIX веке это Сенкевич и Матейко, затем традицию «передовиков военно-исторического романтизма» подхватывает Сапковский, возможно есть и другие примеры.
Эти мысли были давно, после поста с видео вспомнил.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
|
</> |