Мотивация...
thor_2006 — 12.07.2014Есть такое произведение в русской книжности, "Семена епископa тферьскаго наказание" (от слова "наказ"). Сам епископ Семен (Симеон) умер в 1289 г., а самый ранний вариант приписываемого ему "Наказания" датируется серединой следующего столетия. Тем не менее, вне зависимости от того, был ли Семен-Симеон его автором или нет, епископствовал ли он в Твери ли в Полоцке, не суть важно. Важно другое - это "Наказание" было включено в состав юридического сборника, известного как "Мерило праведное".
Сам текст "Наказания" изрядно любопытен:
"Костянтин князь полотьский нарицяемый Безрукий, у собе в пиру хотя укорити тивуна своего нѣочемь, рече епископу пред всѣми: «Владыко, кдѣ быти тивуну на ономь свѣтѣ?» Семен епископ отвѣчалъ: «Кдѣ и князю!» Князь же, не улюбивъ того, молвить епископу: «Тиунъ неправду судить, мьзду емлеть, люди продаеть, мучить, лихое все дѣеть; а язъ что дѣю?» И рече епископ: «Аже будеть князь добръ, богобоин, жалуеть людий, правду любить,— исбираеть тиуна или коего волостеля — мужа добра и богобоина, страха Божия полна, разумна, правдена, по закону Божию все творяща, и суд вѣдуща, И князь в рай, и тивун в рай. Будеть ли князь без Божия страха, христьян не жалуеть, сирт не милуеть, и вдовицями не печалуеть,— поставляеть тивуна или коего волостеля — человека зла, Бога не боящася и закона Божия не вѣдуще, и суда не разумѣюще, толико того дѣля, абы князю товара добывал, а людий не щадить. Аки бѣшена человѣка пустилъ на люди, дав ему мечь,— тако и князь, дав волость лиху человѣку губити люди. Князь во ад и тиун с нимь во ад!»..."
Главная идея - государь отвечает за поступки своих подчиненных: "Князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун с ним — в ад!".