"Мост": нарушая границы

топ 100 блогов loboff09.12.2014 Шведско-датский "Мост" несомненно достойный сериал, тут не поспоришь. Правда, первый сезон меня скорей раздразил, чем понравился - такой он, как говорится, "на коленке" сделанный.

Во-первых, сам сюжет - слеплен (и явно на ходу слеплен) из двух жанровых стандартов. Причём, первая (и основная, и лучшая) его часть из разряда жанров редких - маньяческий триллер а ля "Семь" Финчера - сюжет тяжёлый именно в смысле красиво и небанально закончить. Красиво и небанально у чуваков не вышло, а поэтому в двух последних сериях всё скатилось в унылый т.н. "психологический триллер" - то бишь в банальщину про "его обидели, и он возненавидел человечество, отчего решил немного поубивать близких и дальних своих" - что есть попросту скучно, ибо сколько можно.

Во-вторых, фильм и в целом снят именно что непрофессионально: второстепенные персонажи забываются по использованию; развешанные ружья тем самым не стреляют; ту же девочку Аню сначала шведско-датские кинематографические садисты убивают ради неудачного рисунка преступника, а потом оказывается, что этот рисунок ничего не решил, потому что нашлось полноценное цветное фото главного злодея - фи такими быть, и убивать девочек понапрасну. Словом, по всем параметрам - халтура.

Правда, меня тут же поспешили уверить, что нет, что это не халтура, а такое национальное тире региональное своеобразие, что это именно что скандинавско-финская кинематографическая школа, что я ничего не понимаю в искусстве, и у этих странных северян и вообще обычно всё так и есть - бессмысленно и беспощадно. И что это не непрофессионализм, а такой сознательный художественный приём - плеснуть в художественную ткань произведения горсть обычной житейской неопределённости и абсурда, и тем самым добавить правдоподобия и натурализма в искусственный по определению художественный мир. Я хмыкнул, сделал вид, что поверил, но конечно же не поверил ничуть.

Почему? Потому что несомненно это чушь. В аналоге из быта: "Лада-Калина" это не говно-машина, а это так специально инженеры задумали все ея недостатки, чтобы отразить национальное своеобразие русского менталитета. Бред? Да, несомненно - косорукость она и есть косорукость, а где она проявляется - в проектировании машин или изготовлении фильмов, это не так уж и важно. То есть если и присутствует косорукость в кинематографе и прочем всяком искусстве у скандинавов тире финнов, то это явно косорукость от безнадёжности и невостребованности, но уж никак не декларация своеобразия (даже если косорукость под своеобразие и маскируется - именно что от безнадёжности).

Ну, сами посудите: кому вообще интересны все эти мелкие в культурном смысле шведы-датчане-норвежцы-финны? В мировых масштабах сие и вообще не вопрос, это понятно - ноль, помноженный на ноль же. Но вот даже в масштабах европейских всё равно северяне маргиналы: невзирая на Грига, Ибсена и Астрид Линдгрен. Периферия, которая кроме как самим шведам-датчанам-норвежцам-финнам, так и вообще никому неинтересна. Ну, разве что питерцам - изо всех нормальных людей. Ибо для питерцев вся эта мелкая братия всё же пусть и не братушки, но как минимум соседушки, а потому не заглянуть в замочную скважину как бы и грех - интересно же, чем эти смешные зверушки живут. Особенно с учётом того, что живут зверушки отчего-то намного лучше собственно Исконно Русских Людей - что само по себе если не лол, то уж когнитивный диссонанс это точно.

Так вот. Интерес и даже пиетет питерцев в отношении соседушек - да, вполне понятен и простителен. Но вот всем остальным нормальным людям эта отмороженная публика именно что она и есть, как бы они там ни пыжились. Северяне. Смешные и странные, по многим и многим параметрам. Лучшее, что с ними можно сделать - это просто игнорировать. В каковом режиме Европа по сути и функционирует. С чем и сами северяне давно смирились, а поэтому сосредоточились на быте (который во внутренней экзистенции решающий), и забили при этом на культуру (которая, как ни крути, есть либо вопрос экспорта и экспансии, либо вообще безразлично какая - есть, и ладно).

То есть первый сезон "Моста" снимался как обычно - спустя рукава. Где-то как россияне обслуживают свой автопром - чё стараться-то, если всё равно всем пофиг. Однако случилось неожиданное - сама идея фильма оказалась настолько хороша, и, в лучшем смысле этого слова, космополитична, что фильм получил мировую известность. Внезапно. ("Калина" вдруг победила на международной автомобильной выставке, и со всего мира пошли заказы.) Упс.

Надо ли говорить, что второй сезон снят уже совершенно иначе, и являет собой попросту образец качества, с художественной точки зрения? Полагаю, это излишне. Да, второй сезон именно что идеален. Там нет ни одного лишнего, или случайного, или недоиспользованного персонажа. Там всё в порядке с логикой смены жанров. Там всё безупречно с эволюцией героев - они своими изменениями именно что попадают фильму в целом в резонанс, и только усиливают воздействие. Словом, забитые и заброшенные шведо-датчане внезапно вкусили славы, отбросили свою северно-меланхоличную анти-профессиональную придурь, и выдали на гора реальный шедевр. (У "ВАЗ"а заказали миллион "Калин" в экспортном варианте, и тут на заводе ТАКОЕ началось...)

Собственно, если говорить об американском кинематографе как эталоне, то во втором сезоне "Моста" скандинавы смогли практически невозможное - они реально переамериканили американцев, вытянув банальный (в отличие от того, что был в первом сезоне) сюжет на уровень мирового шедевра. Жаль, что подобные подвиги стахановского скандинавского движения очень мало кто способен оценить. Обыватель вряд ли сможет обнаружить хоть какую-нибудь разницу между первым и вторым сезоном, а ведь голосует "за" или "против" именно что он, этот самый обыватель.

Но самим горячим скандинавским парням, я так думаю, это как раз до одного места - их, вероятно, так пёрло от самого процесса создания фильма не "как придётся", а как "хочется чтобы было", не для внутреннего угрюмого (хоть и реального) потребителя, а для потребителя идеального, всемирного - что одного этого хватило бы в качестве стимула более чем. А если уж говорить о денежной стороне вопроса... Ммм - искренне завидую подобному энтузиазму - по собственному опыту могу сказать, что нет ничего более ценного, нежели интересный и небанальный заказ за соответствующее сложности вознаграждение.

И вот как раз американская реакция (в виде римейка) - вполне это самое "переамериканили" и подтвердила. Очень характерная реакция, кстати. Просто замечательная. Которая лично мне, как фанату пропаганды и манипуляций, оказалась куда интереснее самого фильма как такового. Но об этом уже в следующий раз.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Этот торт-пирог родом из детства. Пекла его всегда мама, а я только ела и вот, теперь, решила испечь сама. Пирог-торт получился очень-очень лимонный, кисло-сладкий с сочной начинкой и рассыпчатым сдобным тестом. Обязательно остудите свой пирог. Я ...
"Известный своим остроумием Радек обнаружил медвежонка, лежавшего на спине с бутылкой молока в лапах, и надел соску на бутылку с шампанским. Медвежонок сделал несколько глотков Cordon Rouge , прежде чем обнаружил подмену. Злокозненный Радек тем временем исчез, а случившийся поблизости ...
Увы, раскрывать суть - только спойлерить. Поэтому ограничусь замечанием, что я не припомню настолько прямолинейной агитки. Посмотреть определенно стоит, хотя бы для понимания, как выглядит современная масс-культная ...
Привет! В общем, после пробного ЕГЭ по математике (которое вынесло мне мозг окончательно) я решила немного отвлечься и устроить мой первый небольшой обмен и лотерею) На обмен  1. Кот у самовара 2. Евгений Онегин   Весна 3. Евгений Онегин ...
Вы замечали, что с каждым разом все труднее найте себе одежку в магазинах? Раньше-то, в советское время был просто дефицит, а нынче тряпок в магазинах море, а купить нечего! Потому что у дезигнеров  отсутствие кризис головного мозга, или просто выросло поколение улучшайзеров? ...